Коронавирус и мифы о Европе
Анатолий Агранин

Коронавирус и мифы о Европе

Либеральный рынок проигрывает эпидемии

Пандемия коронавируса перевернула бытовавшее до сих пор мнение о Западе, его демократических институтах и экономике.Вдруг оказалось, что в государствах либерального рынка власть может забрать себе то, что ей нужно.В Польше силовикам разрешено в случае надобности брать у граждан их транспортные средства в своё пользование. В Испании власти национализировали частные медицинские учреждения, как в какой-нибудь коммунистической стране.

Что мы слышали раньше от западных политиков? Что на Западе – свобода и раздолье, права индивидуума превыше всего, а его имущество неприкосновенно. Это, мол, всякие кубы, китаи да северные кореи грабят свой народ и гнобят деспотическими законами.

А что мы видим сейчас? Куба посылает медиков в помощь европейским странам. Куба, которая томится 60 лет под санкциями США, а европейские страны наслаждались все эти годы режимом свободной торговли с американцами!

В Китае с вирусом справились в разы быстрее и ловчее, чем в ЕС, где с ним еще не справились. Китайская командно-административная модель управления оказалась эффективней расхлябанной европейской демократии. Европейцы оказались неспособны быстро мобилизоваться и самодисциплинироваться.

В Швеции правительство долго не вводило карантин, чтобы не нанести ущерб экономике и не ударить по интересам местных магнатов. Здоровье граждан – второстепенный вопрос. Теперь страна пожинает плоды – количество заразившихся и скончавшихся быстро растёт.

В Испании и Италии врачам приказали спасать в первую очередь тех заражённых, у кого есть шансы выжить. Стариков и хронических больных лечат во вторую очередь. В Польше офицеры в чине подполковников и полковников обзванивают частные аптеки и просят продать для армии медицинские маски и перчатки, потому что в армии их не хватает. В Британии в больницах не хватает коек и врачебного персонала.

Кто-то скажет: в России бы тоже не хватало при таком разгуле эпидемии. Но, в отличие от России, эти страны славились экономическими успехами. Польская экономика, к примеру, не знала рецессии тридцать лет. Британия жила сыто и весело. Испания, Италия были местом притяжения тысяч мигрантов из бывшего СССР.

В Испании дома престарелых предоставляли пациентам такие хорошие условия, что даже из России в 1990-е многие потомки испанских переселенцев предпочли вернуться на историческую родину. В Россию они попали в 1930-х, в детском возрасте, когда Испанию захватили франкисты.

Сейчас оказывается, что самая высокая смертность от коронавируса наблюдается в домах престарелых. Эта ситуация характерна и для Испании, и для Италии, и для США.