Хроника оранжевой паранойи

Хроника оранжевой паранойи

Или о том, как Виктор Ющенко не побоялся сделать себе харакири

Суть нынешнего кризиса в интерпретации окружения президента - банальная узурпация власти парламентской коалицией. Антикризисная коалиция, состоящая из депутатов Партии регионов Виктора Януковича, Соцпартии Александра Мороза иКомпартии Петра Симоненко, начала активно расширяться, засчет все увеличивающегося числа депутатов, которые покидали оппозиционные «Нашу Украину» и Блок Юлии Тимошенко. В предвкушении замаячившего на горизонте конституционного большинства в300 народных депутатов, у некоторых членов коалиции началось «головокружение от успехов», и они поспешили завить онеобходимости смены названия объединения впарламенте: Антикризисная коалиция, наКоалицию национального единства. Все вместе подвигло Тимошенко и Ющенко на ответные действия.

Информация отом, что президент Ющенко, возмущенный «принципами и методами» расширения Антикризисной коалиции (Виктора Януковича), может распустить Верховную Раду, особенно упорно озвучивалась вукраинских СМИ с начала третьей декады марта. Вскоре ряд источников сообщил, что вчетверг, 29 марта, президент обратится к нации иназначит досрочные парламентские выборы. Итак, последние три дня марта 29,30,31 и первые два дня апреля должны были дать ответ на многие вопросы украинской политической жизни.

Еще накануне четверга 29 марта ходили упорные слухи о том, что Секретариатом президента подготовлен проекта указа о роспуске Верховной Рады Украины. Утром 29-го пресловутый проект Указа появился на одном из сайтов, близких к оппозиции. В 16 часов началось общее собрание коалиции, но вместо обсуждения законопроектов, которые планируются на рассмотрение Верховной Радой Украины, коалиция обсуждала один вопрос – проект Указа президента о роспуске парламента. Причем было неясно, как этот проект Указа оказался на руках у вице-спикера Мартынюка, который вел заседание. Спикер парламента Мороз в этот момент находился в Китае с официальным визитом.

По сути, в парламенте обсуждался документ с неопределенным статусом. Во время обсуждения голос ведущего предательски дрожал, он по 4-6 раз произносил одну и туже фразу, что, в общем, выдавало состояние нервозности и ответственности, витавшее в зале заседаний. Но к чести депутатов, выступавших в обсуждениях, они выглядели более сдержанными и спокойными, чем вице-спикер. Эффекта паники или растерянности в рядах коалиции не наблюдалось. На мероприятии присутствовали СМИ. В ответ на «происки» коалиции президент устами своего представителя в Раде Украины Романа Зварича заявил: «Президент Украины крайне негативно оценивает работу парламента пятого созыва. …речь идет о невыполнении Верховной Радой своих обязанностей перед украинским народом».

В пятницу 30 марта на Майдане, несмотря на запрет суда на проведение митингов, начали возведение сцены-трибуны как три года назад для «триумфального и всенародного» свержения коалиции во время шоу-концерта, совмещенного с митингом-судилищем. Коалиция в это время проводила митинг, собрав на Европейской площади около 18 тыс. своих сторонников. На митинге выступили как ведущие депутаты Рады от всех фракций, так и премьер-министр Янукович. Тимошенко же и её сторонники, на протяжении дня нагнетая обстановку, делались информационные посылы: «Наступает момент истины, и для народа Украины, и для Президента»; «завтра с 17.00 мы начинаем созывать Майдан»; «те 300 голосов, которые старается собрать коалиция, не отвечают выбору украинского народа»; «завтра в Киеве состоится демонстрация достойных людей, которые хотят жить в стране, которой руководят они, народ»; «у Президента сегодня есть достаточно оснований для того, чтобы распустить Верховную Раду». Делались отдельные попытки пройти на митинг коалиции, чтобы затеять провокации. Попытки пресекались милицией на корню.

Наконец, в субботу 31 марта президент Ющенко утром присутствовал на четвертом съезде политической партии «Народный Союз Наша Украина», где в своем выступлении заявил: «Новые обстоятельства и сделанные уроки дают возможность говорить о том, что «Наша Украина» является ядром демократического движения в Украине». Он предложил путь преодоления политического кризиса, сформулировав его в виде условий к Кабинету министров и коалиции национального единства. Ющенко предупредил, что если «его условия не будут выполнены, он подпишет указ о роспуске Верховной Рады». Все это больше походило на ультиматум, чем на предложение сесть за стол переговоров и договорится. На съезде были замечены лидер Народного Руха Украины Борис Тарасюк, лидер партии «Реформы и порядок» Виктор Пинзенык, лидер общественного движения «Народная самооборона» Юрий Луценко, а также Глава самопровозглашенной т.н. «Украинской Православной Церкви» Денисенко (патриархата Филарет).

…Митинг коалиции, начавшись в 14 часов, собрал более 50 тыс. человек. Как и накануне, на митинге выступили ведущие депутаты Рады от фракций Партии регионов, КПУ, СПУ, премьер-министр Янукович, известные спортсмены, ученые, писатели и общественные деятели. На митинге было много представителей общественных организаций, поддерживающих коалицию. На тот момент сторонников Ющенко и Тимошенко на Майдане не набиралось и полутора тысяч. К заявленному времени – 17 часов на Майдане собралось около пяти тысяч человек. Акция проходила под лозунгом «Геть зРаду!». В самый разгар митинга оппозиции численность митингующих составляла не более 20-22 тыс. человек. Ни о каком «полумиллионе» сторонников Майдана речь уже не шла. Заявленный приезд и выступление президента Ющенко не состоялись. В своих выступлениях оппозиционеры педалировали только одну тему – роспуск Рады, а лидер «Народной самообороны Юрий Луценко заявил: «Сегодняшний Майдан должен стать точкой отсчета новой революции». Но к 20.40 все основные оппозиционеры и выступающие покинули Майдан. Начали разбирать сцену. Киевляне Майдан не поддержали.

Понедельник 2 апреля, по мнению Тимошенко, был решающим днем. Ей удалось то, чего больше всего опасались - Тимошенко и её коллеги получили свободный доступ, к президенту зная, что он - человек, крайне подверженный влиянию извне. Решение Ющенко зависит от того, с кем он поговорит непосредственно перед его принятием. И в результате был подписан Указ о роспуске ВР Украины.

Этот документ - реакция Ющенко на развитие ситуации, которая говорит о том, что президент и его окружение испугались. Испуг - это нормальная реакция нормального человека на угрозу или опасность. Тех, кто может перебороть собственный страх, называют людьми мужественными. Тех, кто не может - трусами. Известны случаи, когда даже слабые люди, осознавая свою ответственность перед обществом, были способны на мужественные поступки. Но это происходило тогда, когда человек ставил общественный интерес выше личного. Что же испугало президента Украины, но больше всего его окружение и Тимошенко? Имеет ли этот испуг общий знаменатель для всех, кто на стороне президента?

Испугало, в первую очередь, возможное появление конституционного большинства в Верховной Раде, что теоретически и практически давало возможность изменения Конституции Украины, после которых президента Украины будут избирать в парламенте, а не всенародно. Это же означало бы и окончательное закрепление в основном законе страны определение Украины как парламентско-президентской республики. Для президента и его окружения это означало бы еще большую зависимость президента от высшего законодательного органа Украины и еще большего «перетекания» президентских полномочий к Раде Украины и Кабинету министров. Лично Ющенко такая ситуация хотя и не совсем, но могла устраивать. Он, по информации из достоверных источников, получил предложения-гарантии от Януковича. Причем как минимум в двух вариантах: первое – если будут внесены изменения, о которых говорилось выше, в Конституцию Украины, будут приняты соответствующие законодательные акты, согласно которым Ющенко сможет оставаться на своем посту до конца срока, плюс возможно добавление еще двух лет в виде компенсации за лояльность и покладистость. Второе – если сотрудничество между коалицией и президентом будет плодотворным, что должны обе стороны подтвердить, то вероятен вариант выдвижения Ющенко еще на один срок. Но это далекая перспектива и касается она одного человека - Ющенко.

Понятно, что нынешнее окружение Ющенко, а тем более Тимошенко, таких гарантий получить естественно не могли. Во-первых, потому что президент Украины - это один человек, а во-вторых, в данном варианте, гарантии давались «под должность плюс личность», а не «под личность минус должность».

То, что Указ президента обнародован вчера и вступил в силу, кризис не разрешает, а переводит его на более высокий уровень противостояния. С очень высокой вероятностью перехода из словесной в силовую плоскость. И здесь возможны три пути развития ситуации. Во-первых, президент отменяет указ и садится за стол переговоров, отбрасывая язык ультиматумов, получает гарантии, о которых говорилось выше. В этом случае Украина остается территориально целой, а Юлия Владимировна со товарищи политически неудовлетворенной. Второй вариант – часть Украины выполняет Указ президента, часть - постановление Верховной Рады. В результате появляются два Центризбиркома, два Центробанка, две милиции и т.д. Восток Украины перестает кормить Запад, и тот скатывается к натуральному хозяйству. Украина территориально разделена, а Юлия Владимировна со товарищи политически удовлетворена – она своего добилась. Ющенко покорно ждет своей участи «мавр сделал свое дело, мавр может уйти». Третий вариант вообще выглядит по-свойски - указ публично съедается: его Указа не было, не было.
Константин Шуров,
глава Русской Общины Украины