Идлиб: без пространства для маневра
Петр Иванченко

Идлиб: без пространства для маневра

Компромисс между Москвой и Анкарой не будет жизнеспособным

В преддверие саммита глав России и Турции Анкара пошла на довольно отчаянный шаг. Турецкая сторона открыто выставила своих военнослужащих в качестве живого щита для террористических банд, действующих в этой сирийской провинции.

Согласно сообщению официального представителя Минобороны России Игоря Конашенкова, наблюдательные посты Вооруженных сил Турции в идлибской зоне деэскалации фактически срослись с развернутыми вокруг них укрепрайонами террористов.«Произошло сращивание укрепленных районов террористов с развернутыми по соглашению турецкими наблюдательными постами», - сообщил Конашенков.

Понятно, что таким образом турки пытаются защитить своих питомцев от ударов антитеррористической коалиции, игнорируя тот факт, что подобные действия уже приводили Анкару к крайне печальным последствиям.Несколько десятков турецких военнослужащих погибли 27 февраля, поскольку находились в боевых порядках наступающих террористов, по которым был нанесен БШУ.

То что, действующие в Идлибе террористы не самостоятельны, а полностью зависимы от Анкары и управляемы ею, и ранее являлось секретом Полишинеля. Но все же некоторое формальное дистанцирование от своих прокси позволяло туркам перекладывать в иных случаях ответственность за совершаемые преступления на своих подопечных.

Например, удары по российской базе в Хмеймим и сирийским городам можно было списать на «вольных» террористов, якобы не подконтрольных Анкаре даже не смотря на то, что они действовали под непосредственным руководством турецких советников.И вот теперь Эрдоган открыл карты и бросил их на стол. Что это, проявление его излишней эмоциональности и импульсивности или вынужденный шаг?

Скорее второе. Несмотря на всю турецкую помощь, поддержку и руководство, боевая ценность банд джихадистов не слишком велика — противостоять объединенным усилиям России, Сирии и Ирана они не в состоянии.А сейчас, накануне встречи с Путиным для Эрдогана жизненно важно сохранить хотя бы сложившееся на сегодня статус-кво. Прошедшие дни показали, что наша страна настроена вполне серьезно, и шансов у Анкары «разобраться один на один» с Дамаском нет. Вести же полномасштабную войну с Россией (а, возможно, что и не только с ней), которая моментально выплеснется за пределы Идлиба и Сирии, у Турции нет ни сил, ни желания.

Кроме того, не стоит забывать, что задействовав только часть имеющихся в его распоряжении экономических рычагов, Владимир Путин заставил турецкого главу просить прощения.Так что, скорее всего, результатом встречи двух лидеров станет компромисс. И для того чтобы иметь более сильные позиции для торга, туркам важно сохранить под своим контролем максимальное количество сирийской территории.При этом надо понимать, что возможности заключения жизнеспособного соглашения не велики. Анкара не намерена отказываться от занятых ею сирийских территорий и поддержки джихадистов. А Эрдоган категорически не желает признавать власть Асада. Так что даже если соглашение и будет достигнуто, это будет, скорее всего, только временная передышка, которую Турция постарается максимально эффективно использовать для подготовки к следующему раунду.

Если учесть, что своим сращиванием с террористами Эрдоган максимально сузил пространство для политических маневров, можно ожидать, что этот раунд будет предельно жестким.