пятница, 10 Июля, 2020

Подробно

Для Лукашенко приготовили «мощи»

Петр Иванченко
26.02.2020 - 12:57
Для Лукашенко приготовили «мощи»

В Минске просят Литву поделиться костями палача белорусского народа

«Свядомые» белорусы (зачастую именующие себя литвинами), на протяжении всего существования суверенной Беларуси судорожно «самоидентифицируются». Процесс этот идет очень непросто, даже тяжелее и сложнее чем у украинских единомышленников, которые стараются построить свою историографию на «незаконно приватизированных» ими Запорожской сечи и Днепровском казачестве. Но у «неолитвинов» нет и этого. 

Дело, конечно, совсем не в том, что белорусская земля бедна замечательными людьми и настоящими героями. Так, только в Великую Отечественную войну звания Героя Советского Союза было удостоено 448 человек.

Но Лев Доватор или Николай Гастелло никак не подходят «сознательным белорусам», поскольку они не отделяли себя от России и русского народа и отдали жизнь за свое Отечество.

Змагарам нужны только такие «герои», которые бы боролись с «российским империализмом». А вот таких в белорусской истории, как назло, не было, если, конечно, не считать полицаев. Но считать их «героями» никак не получается — слишком свежи в памяти жертвы Хатыни, Борков и еще множества белорусских сел и деревень.

Вот и взялись змагары «отжимать» героев у своих соседей-поляков, благо, что многие польские паны имели поместья и крепостных на территории нынешней Белоруссии. Так, «национальными героями Беларуси» стали поляки Тадеуш Костюшко, Станислав Булак-Балахович, Эмилия Плятер и даже гетман Ходкевич, разбитый в 1612 году под Москвой.

Примечательно, что сами поляки категорически отрицали существование самого такого понятия, как белорус. И если ксендзы и униатские попы звали коренное православное население края «схизматиками», то гордая шляхта ограничивалось определением «быдло».

Впрочем, в первой половине просвещенного ХХ века белорусы, оказавшиеся на территории возрожденной Польши, были удостоены титула «поляк малый».

В любом случае упомянутые персонажи не только бы удивились, если бы узнали, что их объявили «белорусами», но и, пожалуй, пришли бы в ярость от такой их идентификации. Но выбирать «свядомым», увы, не из чего. И в этих своих потугах они скатываются до такого абсурда, что даже их руссофобствующие соседи вынуждены их отдергивать.

Так, произошло с историей с останками Винцента Константа Калиновского, якобы, найденными в Вильнюсе. Напомним, что Калиновский — один из организаторов и вождей восстания 1863 года, происходившего под знаменами польского шовинизма и католического фанатизма. 

Действия инсургентов, опасавшихся нападать на подразделения казаков и регулярных войск, в значительной степени носили характер этнических чисток. Жертвами этих «беларуских героев» становились, прежде всего, белорусские крестьяне. Особую ненависть у них вызвали православные священники. В Пречистенском соборе Вильнюса висит доска с именами 349 белорусов, виновных лишь в том, что они думали иначе, нежели польские повстанцы 1863 года. За это повстанцы их безжалостно убивали. Свои преступления мятежники Калиновского объясняли тем, что белорусы сочувствовали царским войскам. 

За эти преступления, которые сегодня бы идентифицировались как геноцид, и за измену своему Государю, которому он присягал, Калиновский был повешен.

Современный белорусский историк А. Гронский высказывает мнение, что фигура и жизнь Калиновского, как и само восстание, в значительной степени мифологизированы для придания им белорусских черт.

« В 10-е годы XX века, когда ещё были живы свидетели польского восстания 1863-1864 годов, представители белорусского национального движения не находили в восстании никаких белорусских деятелей, в том числе Викентия Константина Калиновского. В газете «Наша ніва» нет ни одного упоминания о нём. Калиновского попытались сделать белорусским национальным героем лишь в конце Первой мировой войны, то есть через более чем 50 лет после его смерти, когда подавляющее большинство очевидцев восстания уже умерло, и никто не мог опровергнуть утверждения новых белорусских историков. Легенда распространилась после крушения Российской империи в среде белорусских сепаратистов, удачно, хоть и не без трудностей, вписалась в советскую историографию и, наконец, так же удачно перешла в новую националистическую концепцию истории, начавшую формироваться в конце 80-х годов XX века. В Белоруссии конца XX столетия легенда о К. Калиновском получила новое развитие», - пишет Гронский.

С этой целью Калиновскому придумали новое имя — Кастусь (белорусское уменьшительное от Константин; по-видимому, «переименовал» Калиновского белорусский публицист Вацлав Ластовский), хотя никогда при жизни его так не называли. В советской исторической литературе стала фигурировать сфальсифицированная подпись Винцента Калиновского: историк Анатолий Смирнов затёр в подписи букву В и надписал букву К.

Первопричину мифологизации Гронский видит в том, что к 1916 году, когда появились первые сообщения о «белорусском» характере восстания, западная часть территории Российской империи находилась под немецкой оккупацией. Поэтому Ластовский, работавший на оккупированной территории, для поддержания имиджа национального героя подчеркнул антирусскую направленность деятельности Калиновского, а для придания этой антирусскости белорусских черт Константин (или Константы) стал у В. Ластовского Касцюком. Позже «Касцюк» трансформируется в «Кастуся», что и закрепилось до наших дней. 

По словам современного белорусского историка Я.И. Трещенка, «история польского (…) восстания 1863 года на белорусских землях принадлежит к числу наиболее мифологизированных, тенденциозно искажаемых событий белорусского прошлого». Но это, основанное на исторических документах мнение специалистов, не имеет никакого значения для «свядомых».

И «белорусская общественность» в лице Светланы Алексиевич, народной артистки Беларуси Зинаиды Бондаренко, писатель Владимира Орлова, основатель портала TUT.BY Юрия Зиссера, культуролога Юлии Чернявской, певца Лявона Вольского, спортсмена Виталия Гуркова, гимнастки Мелитины Станюты, депутата Палаты Представителей Елены Анисим, дизайнера Владимира Цеслера и еще более четырех тысяч подобных змагаров обратилась к руководству Литвы с просьбой поделиться с ними останками висельника Калиновского, чтобы их часть могла быть захоронена и в Белоруссии. Но глава МИД Литвы Линас Линкявичюс ответил этим клоунам, что процедура отделения и передачи части останков предусмотрена только для мощей святых, к числу которых Калиновского никак нельзя отнести.

Следует отметить, что этот идиотизм смог достигнуть такого размаха и выплеснутся за пределы Белоруссии, в значительной степени благодаря новому курсу руководства республики, которое с недавних пор всячески поощряет самоидентификационные искания змагаров.

Артем Хабаров
История двух фотографий Юрия Тутова из Чечни
Юрий Котенок
4 июля/21 июня - Обретение мощей преподобного Максима Грека
Александр Гончаров
Минздрав определил российские регионы с самой высокой заболеваемостью раком
Отдел информации
Глава ВОЗ предупредил об ускорении распространения коронавируса в мире
Отдел информации
Операция влияния Украины против Европы. ч.2
Василий Прозоров
В деле русофобии Киев пытается копировать хозяина
Василий Прозоров
Отдел информации
Отдел информации
Доминирующие эмоции на бирже — это страх и жадность
Константин Щемелинин
Как Вашингтон лишил Европу лекарства от коронавируса
Отдел информации
16+
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования