Зеленский и Дуда прославили Петлюру
Семен Меламедов

Зеленский и Дуда прославили Петлюру

Украинский лидер заигрался, а, возможно, и доигрался

«Те совсем не наши, те что арендаторствуют на Украйне! Ей-богу, не наши! То совсем не жиды: то черт знает что. То такое, что только поплевать на него, да и бросить!» - эти бессмертные слова гоголевского героя Янкеля можно в полной мере отнести к ныне «арендаторствующему на Украине» Владимиру Зеленскому, после его более чем странных «пируэтов» во время двух зарубежных визитов — в Израиль и в Польшу.

Напомним, что на иерусалимском форуме, посвященном памяти жертв холокоста, Зеленскому не дали слова. Причем, произошло это вовсе не для того, чтобы, как уверяют некоторые украинские политологи, потрафить президенту России Владимиру Путину, а как вполне конкретный намек на недопустимость прославления нацистских палачей и украинских коллаборационистов. Ранее МИД Израиля прямо указал на это обстоятельство.

Но Зеленский намек проигнорировал, демонстративно отказавшись от посещения форума (якобы уступив свое место пережившим холокост), тем самым показав свое категорическое несогласие с выдвинутыми ему претензиями и уж уж точно не обозначив готовность к сотрудничеству.

Но и этого ему, видимо, показалось мало. Он не придумал ничего лучше, как солидаризироваться с также проигнорировавшем проходивший 23 января в Израиле Всемирный форум памяти холокоста польским президентом Дудой.

Напомним, что Анджей Дуда не полетел на форум, якобы из-за того, что там будет Владимир Путин. Однако не для кого не секрет, что польско-израильские отношения находятся в глубоком кризисе, в том числе и из-за ревизионистского отношения Варшавы к истории Второй Тировой войны. Так же Тель-Авив фактически обвиняет польское руководство в антисемитизме.

Но дальше — больше. Встретившись, «два одиночества» явно вознамерились показать миру на что они способны, попытавшись представить 75-летнюю годовщину освобождения Освенцима, как их общее достижение. Казалось бы, как можно говорить об этом событии, не упомянув СССР и Красную Армию?

Но Зеленский сумел решить эту непростую задачу. По его словам, Аушвиц освобождала не РККА, а Первый Украинский фронт, который, как можно было понять из контекста выступления, был некой отдельной от Красной Армии силой, в котором воевали мифические «украинские солдаты».

А что до СССР, то Зеленский в своем выступлении прямо указал, что в уничтожении евреев виновата не только нацистская Германия, но и Советский Союз: «Польша и польский народ первыми почувствовали на себе сговор тоталитарных режимов. Это привело к началу Второй мировой войны и позволило запустить смертоносный маховик Холокоста».

Но и этого Зеленскому и Дуде показалось мало. Они пришли к выводу, что Освенцим — подходящее место, чтобы воздать славу… Симоне Петлюре.

На совместном брифинге с Зеленским в Освенциме 27 января Дуда заявил: «Я предложил господину президенту, чтобы мы совместно почтили память польских и украинских солдат, которые боролись в XX веке с большевиками. Против большевиков боролись польские солдаты, которых мы иногда символически называем солдатами Пилсудского. С другой стороны, был Петлюра и украинские солдаты, которые отдали жизнь за то же дело, за которое боролись наши солдаты. Это хороший элемент нашей совместной истории».

И предложение Дуды вызвало горячую поддержку Зеленского. Особую пикантность происшедшему добавляет тот факт, что глава Директории Симон Петлюра, известен в истории, как убийца евреев и организатор еврейских погромов.

Симон Петлюра был убит 25 мая 1926 года в Париже Самуилом Шварцбардом, который таким образом отомстил за еврейские погромы в 1918-1920 годах на Украине, организованные главой Директории. Кстати, убийца был оправдан французским судом присяжных 26 октября 1927 года.

Но такие «мелочи» Зеленского не смутили — он с радостью ухватился за сказанное Дудой и немедленно предложил отметить вместе с поляками столетие «Варшавской битвы». Однако украинскому лидеру не пришло в голову, что результаты этой битвы, в которой на стороне поляков участвовали петлюровские недобитки, для Украины оказались довольно печальны. К Польше отошли вся Галиция и Волынь, прозванные победителями «Восточными Кресами». Там украинцы, вплоть до освобождения в 1939 году, находились на положении бесправного скота, в отношении них Варшава проводила «пацификацию» и «полонизацию», а их земли раздавались польским «осадникам». Даже само слово «украинец» табуировалось, его заменял эвфемизм «поляк малый».

Возможно, таким образом Зеленский рассчитывает добиться доброжелательного отношения со стороны Варшавы, в надежде на создание с Польшей, и, возможно, странами Прибалтики антироссийского союза. Однако Польша, несмотря на все ее амбиции, явно не та держава, что способна создавать союзы. Ей для этого не хватает не только потенциала, но и субъектности.

Маловероятно, что ужимки Зеленского добавят ему популярности у украинских нацистов, чьей благосклонности он так старательно ищет. Если его русофобские выпады и альтернативные трактовки истории, вполне вероятно, не вызовут особого интереса в США или в Израиле, то ожидать того же в случае с восхвалением Петлюры не приходится. Этот исторический персонаж хорошо известен в еврейском государстве, и дифирамбы в его адрес могут весьма дорого обойтись Зеленскому. Тут даже его собственное «пролетарское происхождение» не поможет.

Ситуация для Зеленского еще усугубляется тем, что американское произраильское лобби достигло при Дональде Трампе максимального могущества, и в значительной степени формирует внешнеполитическую повестку США (часто даже в ущерб собственно американским интересам).

И если учесть, что именно от Вашингтона киевский режим находится в полной зависимости, то можно понять, чем могут Зеленскому грозить его нынешние демарши в Иерусалиме и Освенциме.

Понятно, что современная политика крайне далека от сантиментов. Но для израильского руководства и вождей сионистского движения есть некие красные линии, переходить которые они не могут позволить никому, хотя бы, потому, что в противном случае их самих «не поймут» израильтяне и евреи, живущие по всему миру.

А Зеленский с Дудой устроили в одном из главных мест памяти жертв трагедии европейского еврейства циничную клоунаду, фактически поглумившись над погибшими. И подобное едва ли простится украинскому лидеру. А то что он сам еврей, послужит для него скорее отягощающим вину фактором.