Сирия доверяет свою нефть российскому бизнесу, а американцев просит уйти
Тимофей Калганов

Сирия доверяет свою нефть российскому бизнесу, а американцев просит уйти

В Сирии подписаны договоры между правительством страны и российскими компаниями «Велада» и «Меркурий», которые будут заниматься геологоразведкой и организуют добычу ископаемых на трех нефтегазовых месторождениях. Данный факт поспешили по-своему интерпретировать в либеральном издании «Новая газета», увязав важные для сирийской экономики события с именем петербургского предпринимателя Евгения Пригожина. Так что на самом деле будут делать упомянутые российские предприятия в САР?

По утверждению «Новой газеты», «Меркурий» и «Велада» займутся организацией нефте- и газодобычи на трех участках: блоке 23, что расположен севернее Дамаска, и блоках 7 и 19 на левом берегу реки Евфрат. Первый участок доверили разрабатывать компании «Велада», а два вторых – «Меркурию». Причем охрану обоих предприятий, убежден автор материала в «Новой» Денис Коротков, будет осуществлять ЧВК «Вагнера», которую в либеральном издании также связывают с Пригожиным.

Как рассказал чиновник из министерства нефти и минеральных ресурсов Сирийской Арабской Республики, в ведомстве не располагают информацией, подтверждающей связь упомянутых нефтедобывающих компаний с Евгением Пригожиным. Однако сам факт участия в разработке месторождений россиян считают весьма позитивным.

Сирийский чиновник попросил не публиковать его имя. Однако он рассказал, что правительство Сирии следовало обычной мировой практике, привлекая иностранных инвесторов для разработки лицензионных участков – блоков. Особенность подобных соглашений в том, что они регулируют коммерческие отношения там, где залежи полезных ископаемых не подтверждены, а только предполагаются. Компания, ведущая геологоразведку, может вложить гигантские средства в проект, но потерять сотни миллионов долларов, если предположения не подтвердятся. А может найти искомое и вложить еще сотни миллионов в организацию добычи природных ресурсов и логистические цепочки по их доставке потребителю.

Так что, поясняет чиновник, никакой сенсации в том, что парламент одобрил сделки по трем блокам, нет. Сами сирийцы в настоящий момент потянуть эти проекты не смогут. Зато соглашения с российскими компаниями принесут стране налоги, долю в добыче, рабочие места, инфраструктуру, опыт и оборудование, что несомненно скажется на пополнении госбюджета и послевоенном восстановлении страны.

«В мире ежегодно отдаются под геологоразведку тысячи участков. В вашей стране Министерству природных ресурсов и экологии только за последний год было предоставлено под геологоразведку 30 участков-блоков. Поэтому я бы не стал делать из этого сенсации», — подчеркнул сотрудник сирийского министерства.

Россияне же не просто получат доход в случае удачного исхода разведывательных работ, но и дадут своей стране новый рынок сбыта нефтегазодобывающего оборудования.

На подобную разработку явно не собираются размениваться американцы и их транснациональные корпорации. Не для того они последние 30 лет осваивали Ближний Восток, чтобы вкладывать в него средства. Здесь у них других интерес – получить блоки на своих условиях, невыгодных сирийскому народу. А до тех пор вести добычу незаконно, фактически обворовывая сирийский народ.

Но тут пришли русские и заключили контракты на общих условиях – таких же, какие были в договорах Total, Shell, ConocoPhillips с ОАЭ, Катаром, Саудовской Аравией. То есть, на выгодных обеим сторонам. Причем российским компаниям достались два участка (блоки 7 и 19) практически «во дворе» у американцев – на территории, занятой оккупантами из США и курдскими вооруженными отрядами у границ Ирака. Разумеется, это приводит Штаты в бешенство, а прозападная пресса не устает поливать российский бизнес грязью.

Так что, заключает собеседник в министерстве нефти и минеральных ресурсов САР, «задача мирового сообщества – добиться того, чтобы США покинули все территории Сирии, которые до сих пор незаконно занимают и на которых ведут свою преступную деятельность». Им здесь явно не рады.