Спецназ в засаде
Юрий Котенок

Спецназ в засаде

Продолжение. Начало

Продолжаю серию историй офицеров легендарного 8-го отдела РУБОП, который сумел переломить ситуацию с этнической преступностью в столице России в лихие 90-е…

Вспоминает офицер Денис Б.:

…Когда я отработал месяца три, наш отдел отрабатывал убийство около гостиницы «Савой» у «Детского мира». Мы работали, какие-то вырисовываются адреса, зацепки. Мне пришлось взять постановление на обыск и выдвинуться на задержание с бойцами ОМСН на их микроавтобусе.

Я вкратце обрисовал поставленную задачу. А ребята посмотрели, что я совсем зеленый, и начали меня потихоньку «разводить»: «Смотри, мы приедем, если никто не откроет, вынесем дверь. А вдруг там никого нет? Что делать?». Я ответил, что выставим засаду.

Тогда старший «открыл мне глаза»: оказывается в ОМСН на базе нет людей, все группы на выезде в работе. Заявок в их дежурке сотни, а с нашей засадой Москва будет отдана в страшные лапы криминала. «Да и сколько спецназ будет сидеть в засаде? Наша смена заканчивается. Кто о людях будет думать?», - старший нагнетал обстановку, давя меня-несмышленыша морально. Я пробормотал, что на месте разберемся, там видно будет. Будем созваниваться с руководством.

…В адресе, действительно, никто не открыл. Дверь вынесли, но в квартире никого не оказалось. Обставлена была она шикарно — с огромным телевизором и видеомагнитофоном, кучей видеокассет. Кухня с двумя холодильниками с икрой, осетриной и прочими изысками вообще напоминала рог изобилия. Я предложил спецназу звонить руководству и решить вопрос, оставлять засаду или сажать на нее местных оперов. И тут старший, окинув взглядом кухонное изобилие, повел себя совершенно иначе: «Чего звонить-то? Заявок у нас сейчас нет совсем, народа на базе полным-полно. Менять нам смысла нет, потому что нужно взять клиентов. Так что раз приехали, будем сидеть»… Просидели и взяли. Так, как и надо…

…Помню, как в октябре 93-го два чеченца вымогали взятку в центре в гостинице «Белград».

- Что оказалось самым сложным для молодого сотрудника, начинавшего оперативную работу с азов?

- Я считаю, что мне просто повезло с тем, что в «8 лаборатории» (8-й отдел РУБОП МВД РФ — Ю.К.) подобрался очень хороший коллектив. Этника (этническая преступность) — все-таки очень сложная сфера. В диаспорах, общинах, криминальных этнических кланах очень многое варится внутри. Там стараются не выносить сор из избы. К ним не просто войти в доверие. Трудно понять структуру этих образований, лидеров и т.д. Но мы делали это, преодолевали трудности на своем опыте. Наши раскрытые дела можно использовать в качестве учебников.

Особенностью «8-й лаборатории» стало то, что в одиночку никто не работал с материалом и информацией. Так что нам не было сложно на первых порах. А когда оперативник обзаводился собственной агентурой, то на порядок повышалось и качество реализации оперативной информации.

…Мы всегда помогали другу, практиковали коллективный «мозговой штурм», изыскивали ходы, которые давали необходимый результат и очень часто ставили в тупик тех, с кем мы вели борьбу.

(Продолжение следует)