Договорные матчи Персидского залива
Николай Севостьянов

Договорные матчи Персидского залива

Война отменяется

В ночь на 3 января 2020 г. в результате американского удара погиб командующий «Эль-Кудс» генерал Кассем Сулеймани — человек, который уже давно для одних стал легендой, а для других (прежде всего, для Израиля и ИГИЛ) кошмаром. С этого момента события развивались по нарастающей, а их кульминацией стали ракетные удары, которые в ночь на 8 января (в 1:20 по местному времени, тогда же, когда убили Сулеймани) Корпус Стражей Исламской Революции нанёс по американским объектом в Ираке.

Мишенью баллистических ракет стала база Эйн аль-Асад в провинции Анбар на западе страны и штаб Коалиции в районе аэропорта Эрбиля (на севере). После этого в течение часа шел целый поток информации, которая носила разнонаправленный характер. Самым интересным моментом стало заявленное число жертв.

Сперва целый ряд американских СМИ заявили, что речь идёт не менее, чем о 25 погибших. В воздух была подняты американские самолёты и было анонсировано обращение Трампа к нации. В ответ на это Тегеран заявил, что в случае атаки Дубай и Хайфа будут уничтожены. Параллельно с этим о мобилизации заявили Хезболла и йеменские хуситы.

И о чудо! Почти сразу те же самые источники в Штатах уточнили, что ни один американец не пострадал, а обращение к нации переносится. За это время сами иранцы каким-то образом насчитали аж 80 американских трупов (и еще 200 раненых в придачу). А еще сразу после взлёта «абсолютно случайно» упал пассажирский самолёт, выполнявший рейс Тегеран-Киев.

Статистика утверждает, что шанс авиационной катастрофы составляет примерно 1 к 8 миллионам. Можно ли допустить, что эта единица выпала именно самолёту (причем новому), который взлетал из Тегерана в те самые часы, когда Иран атаковал американские объекты? Вряд ли. Тем временем Трамп объявил, что «всё нормально», обращение будет утром (по Вашингтону), и на этом иранская ночь закончилась.

К утру по Москве выяснился целый ряд интересных подробностей. Оказывается, Иран заранее предупредил об ударах целый ряд государств, в том числе, сам Ирак. Таким образом слова Трампа о том, что американские военные успели покинуть базы до прилёта ракет, оказались не таким уж и враньем. А раз так, возникло естественное и вполне уместное подозрение, а не являемся ли мы свидетелями договорного матча?

Ведь надо понимать главное: убив Сулеймани, Штаты поставили Иран в безвыходное положение. Иран обязан был ответить, не имея никакой альтернативы. Более того, ответ должен был быть показательным и громким. Подрыв очередного танкера или убийство американского дипломата где-нибудь в Эмиратах для этого не годилось. Причина в самом иранском обществе, которое и так расколото протестами, вызванными чудовищным экономическим кризисом. Не ударив в ответ, иранский режим имел все шансы получать во врагов уже не только молодежь, но и ультранационалистов шиитского разлива.

Возникла парадоксальная ситуация. Нанесение ограниченного удара по американским объектам стало для Ирана единственной возможностью избежать большой войны. Поэтому Тегеран и предпринял все возможные усилия для того, чтобы этот удар был громким, но максимально безобидным.

Вот только даже если это «договорняк», то он односторонний. Стреляя по американцам и одновременная делая так, чтобы никто из американцев не погиб, Иран всё равно давал Штатам идеальный casus belli.

Таким образом всё вышеописанное верно с одной оговоркой. Американцы реально собирались использовать этот обстрел как повод для начала войны. И очень может быть, что противоречивая информация о жертвах имела и реальную подоплеку. Даже располагая данными о готовящейся атаке, американцы могли кого-то оставить — скажем, солдат, которые оказались в армии по грин-карте. И эти трупы должны были стать еще одним веским доказательством необходимости объявить Ирану войну незамедлительно, сразу после ударов.

Но что-то помешало. Вряд ли позиция Турции, которая сразу же выступила с заявлением, что она не позволил бомбить Иран с её территории, и вряд ли угроза уничтожить Дубай. Было что-то еще, то, чего мы пока не знаем. И поэтому в Белом Доме решили взять тайм-аут, а жертвы моментально испарились. Но кого-то это не устроило, и тогда был взорван самолёт. Для чего? Например, чтобы спровоцировать Иран на новый удар, который уж точно вызвал бы ответку. И это может быть выгодно лишь одному игроку — Тель-Авиву, для которого большая война на Ближнем Востоке — это единственная дорога в будущее.

Но опять что-то не сработало. И эту наживку Иран не заглотил. А Трамп, потоптавшись на фоне генералов и пообещав новые санкции, очень огорчил тех, кто надеялся, что война начнется в тот же день. А значит, план Тегерана сработал. Для иранской толпы всё выглядит так, как будто вендетта свершилась, а Штаты побоялись сделать следующий ход. Какое-то время это будет работать. До того момента, когда через пару месяцев американцы снова пойдут на обострение, вновь не оставляя Ирану выбора. И тогда всё повторится по новой.