Назад к F-15?
Петр Иванченко

Назад к F-15?

Провал самой дорогой программы по созданию самолета 5-го поколения

История создания американского «самолета будущего» многоцелевого F-35 — сплошная серия вопросов без ответов, а также откровенных скандалов. Речь идет даже не о попытках Вашингтона «кинуть» некоторых своих союзников, принявших финансовое участие в программе, а о том, чтобы использовать ее инструментом шантажа, как в случае с Турцией.

Самой программе сопутствовали множество коррупционных историй и технических неудач. Сроки поставки «самолёта будущего» непрерывно сдвигались. Ряд покупателей, заранее согласившихся под серьёзным нажимом США, передумали приобретать эту весьма дорогую машину, либо пересмотрели контракт в сторону сокращения.

Изначально стоимость программы была впечатляющей: на разработку истребителя и его закупку планировали потратить более $230 млрд. Однако по факту бюджет был значительно превышен. Сегодня ряд экспертов считает, что общая сумма, включая эксплуатационные расходы, будет больше $1 трлн.

Разработка самолета шла сложно. В 2002 году инженеры выявили значительное утяжеление его конструкции. Была создана специальная группа, которая занималась уменьшением массы истребителя.

В 2008 году компания Lockheed Martin озвучила летно-технические характеристики новой машины и продемонстрировала ее экспериментальный образец.

Программа создания истребителя F-35 пережила целый ряд бюджетных подорожаний и переносов сроков начала серийного производства. Большое количество переделок узлов и систем самолета постоянно увеличивало смету проекта, вызывая понятное раздражение у участвующих в нем государств. Даже небольшие изменения в конструкции машины приводили к замене целых производственных линий, значительно увеличивая затраты.

В марте 2010 года закупочная стоимость одного истребителя выросла до $113 млн., после чего в Пентагоне заявили, что стоимость программы возрастет на 50%. В это же время появилось предложение в целях экономии отказаться от разработки модификации F-35В, что вызвало негодование Корпуса морской пехоты США.

В 2010 году из программы вышла Дания, однако позже это решение было частично пересмотрено, а год спустя об отказе от закупки истребителей заявила Австралия, аргументировав это решение почти двухкратным увеличением стоимости самолета и задержкой начала поставок на семь лет. Канада и Япония заявили, что могут отказаться от закупок F-35, если его цена будет увеличиваться и дальше.

В мае 2011 года уже Пентагон выступил с резким заявлением о том, что цена в $133 млн. недопустима

В 2010 году были достигнуты договоренности между США и Израилем о покупке им двадцати самолетов с оговоркой, что израильтянам было позволено установить на F-35 значительное количество систем собственного производства. Прежде всего, речь шла об электронике.

25 февраля 2011 года в воздух поднялся первый серийный F-35В, а еще через несколько месяцев первый самолет был передан ВВС США.

В 2019 году президент США Трамп подверг жесткой критике проект F-35 из-за его непомерной стоимости. В ответ разработчики пообещали снизить цену до $85 млн.

Причины технических неудач, сопровождающих эту во всех смыслах неординарную разработку, эксперты видят в конструктивных просчётах — столь многочисленных, что на их устранение уйдёт едва ли не больше средств, чем на разработку самолёта. Во всяком случае предстоящую модернизацию F-35 уже оценили в $400 млрд.

Руководитель проекта Штрауса по военной реформе (Straus Military Reform Project) Винслоу Виллер из Вашингтона считает, что «самолёт имеет избыточный вес и не обладает достаточной манёвренностью».

Это, в общем, понятно — стремление сделать F-35 максимально универсальным, способным заменить несколько типов самолётов привело к тому, что характеристики его оказались, мягко говоря, посредственными. Причем посредственными настолько, что тестовые испытания показали превосходство F-16 40-летней давности над «лучшим новейшим истребителем»!

Чрезвычайно низкая живучесть, плохая тяговооружённость, отсутствие высокой манёвренности, высокая радиолокационная заметность, проблемное программное обеспечение и неважная авионика — трудно сказать, по каким параметрам F-35 хоть чем-то превосходит. Тем не менее, именно такой откровенно сырой самолёт, уступающий истребителям потенциальных противников, американцы и их союзники вынуждены поставить в строй. Делается это не только для того, чтобы хоть как-то оправдать огромные затраты, но и потому, что сегодня F-35 нет альтернативы.

Впрочем, американцы, похоже, все же сумели решить вопрос с альтернативой.

В СМИ появилось сообщение, что ВВС США возобновляют закупку истребителей F-15, теперь, в новой, модернизированной конфигурации — F-15EX Advanced Eagle.

ВВС США намерены приобрести в 2020 году 8 истребителей F-15EX Advanced Eagle, всего же ранее было объявлено о планах приобретения до 200 самолетов.

Самолет будет поставляться в двух вариантах — одноместный F-15CX и двухместный F-15EX. Планируется, что Boeing поставит ВВС в наступающем году два опытных летных образца F-15EX. Далее концерн должен будет собрать и передать военным шесть серийных истребителей этого типа. В дальнейшем предполагается закупать по 18-24 истребителя ежегодно.

В настоящее время в ВВС США на вооружении стоят три вида истребителей F-15: истребитель завоевания превосходства в воздухе F-15C с усиленной конструкцией планера, двухместный учебно-боевой самолет F-15D и двухместный ударный истребитель F-15E Strike Eagle. Последние закупки F-15 были произведены ВВС США в 2001 году. Тогда в войска были поставлены пять новых Strike Eagle.

Командование ВВС утверждает, что F-15 закупается не на замену F-35A, а для замены уже устаревшего парка стоящих на вооружении F-15C. Однако, если учесть, что ранее предполагалось, что эти, а так же и другие машины заменит именно F-35A, становится очевидно, что американские пилоты предпочитают «самолету будущего» истребители четвертого поколения, уже хорошо отработанные и привычные.

Все указанные уверения ВВС США — ни что иное, как успокоительное для союзников. Некоторых из них программа F-35A, в которую они «вбухали» всю авиационную часть бюджета, буквально обезоружила, поскольку, в отличие от США, у них уже нет средств на модернизацию старых самолетов. И, значит, им придется пользоваться «сырой» новинкой, в боеспособности которой есть большие сомнения.