Комов Сергей Владимирович — Коррупция и бюрократизм: корень проблем и поиск решений
Отдел информации

Комов Сергей Владимирович — Коррупция и бюрократизм: корень проблем и поиск решений

Комов Сергей Владимирович — Коррупция и бюрократизм: отвечаем на злободневные вопросы

Интервью предпринимателя из Нижнего Новгорода Комова Сергея Владимировича — это попытка проанализировать такие явления как коррупция и бюрократизм на всех государственных уровнях; понять, почему они стали неотъемлемой частью всей системы; найти действенные механизмы для их устранения.

Проблема коррупции и бюрократизма. Эти два понятия — тесно связаны между собой. Одно является следствием другого. Действия управленческого аппарата, многочисленных государственных учреждений формальны, оторваны от народа. Процветает волокита, бумаготворчество и как итог — взяточничество. Президент отдает распоряжение, ставит цель. Идет бюрократическая имитация деятельности. Проблема не решена. Вряд ли, я преувеличиваю, высказывая такую точку зрения.

Сергей Владимирович, а как Вы думаете, почему сложилась такая ситуация?

Я думаю, такая ситуация связана с окладной системой оплаты труда чиновников и тем, что нет ответственности за безрезультатную деятельность. Объясню почему. Чиновник имеет фиксированную заработную плату, которую он получит вне зависимости от любых факторов: объективных, связанных, например, с уровнем развития экономики, политическими событиями, субъективных — качества и объема выполненной им работы. Такая стабильность расслабляет, в какой-то мере развращает человека. Он понимает: работай, не работай — свои деньги ты получишь. Безусловно, это относится не ко всем чиновником.

С другой стороны человек привыкает и к размеру своей заработной платы, который в определенный момент перестает его удовлетворять. Хочется больше и больше. Законным путем увеличить ее не удается — оклад фиксированный, и он ищет другие пути.

Почему не действуют федеральный закон, не работают комиссии, организации в рамках антикоррупционной программы?

Повторюсь вновь. Потому что у нас окладная система оплаты труда чиновников и нет ответственности за безрезультативную деятельность! С работой на результат у нас вообще сложно. Сплошные отписки, формальные отчеты, действия для галочки.

Какими Сергей Владимирович Комов видит методы борьбы с коррупцией и бюрократизмом?

В первую очередь, отменить изжившую себя окладную систему оплаты чиновников на всех уровнях. Как поработал, так и получил! Прописать, как можно подробнее и полнее, кто и за что несет ответственность. Разработать систему санкций за некачественное выполнение своих обязанностей. Пусть подписывают при поступлении на работу вместе с договором.

Почему обычные граждане потворствуют этим явлениям, предлагая взятки чиновникам?

Не согласен с такой постановкой вопроса. Никто не потворствует этим явления. Обычные люди просто оказываются загнанными в угол. Со всех сторон наваливаются проблемы и заботы: семья, дети, коммуналка, кредиты и так далее. А тут еще какое-то внеплановое дело, требующее хождения по инстанциям, ожидания в очередях. Дело, затягивающееся и тормозящее, благодаря халатной нерасторопности чиновников. Да людям проще сунуть эту взятку, чтобы не тратить свои время, деньги, нервы еще больше, доказывая свою правоту в судах. Взятка в этом случае вынужденная мера человека, оказавшегося в трудном положении.

Наказание за коррупционные действия, согласно законодательству РФ зависит от суммы взятки и может быть как административным штрафом, так и уголовной ответственностью до 15 лет. Достаточно серьезное, но оно не является сдерживающим фактором. Сергей Владимирович, как Вы думаете, почему? Может, стоит его ужесточить?

Почему не удерживает наказание? Чиновник раз пошел на преступление — все получилось, второй раз... И появилось в голове ошибочное ощущение безопасности и безнаказанности, затягивающее все больше и больше. Жадность, глупость, изворотливость одерживают победу над всеми нравственными общечеловеческими принципами, нормами и над страхом перед неминуемым наказанием. Вывод: надо его ужесточать. И усилить контроль за деятельностью.

Ваше отношение к такой радикальной мере как казнь за взяточничество, которая грозит, например, гражданам Китая и Кубы?

Полностью поддерживаю, главное, чтобы это было реальное разбирательство. В качестве подсудимых именно виновные лица, а не подставные. А факт коррупционного действия был доказан, зафиксирован на видео.

Почему в России не возвращают конфискацию имущества как наказание за коррупционные действия, хотя разговоры об этом периодически ведутся?

Ха! Ха! Ха! Простите за такую слишком эмоциональную реакцию. Потому что каждый из наших депутатов-коррупционеров понимает, что завтра могут постучать в его дверь! Уже давно так называемые «народные» избранники думают не о народе, благодаря которому они получили свои уютные кресла и непыльную работу, а о своих интересах. Они ориентированы на проталкивание нужных им законопроектов и торможение, тех которые им не угодны

Россия без коррупции: это будущее нашей страны или утопия?

На этот вопрос отвечать сложно. Коррупция у нас во всех областях жизни. Все решается за деньги и благодаря деньгам. Чем больше говорят о коррупции, тем больше таких дел возникает. Миллиардные хищения выявлены за последние десять лет в самых разных отраслях. ГЛОНАСС, космодром «Восточный», «Оборонсервис», «Русгидро», «Росагролизинг» - эти названия не раз упоминались в прессе. Такие фамилии, как Хорошавин, Белых, Улюкаев, Гайзер, Реймер также ассоциируются с коррупционными разбирательствами. Что же говорить о мелких взяточниках, которые берут «борзыми щенками», если выражаться фигурально.

Хотелось бы верить, что в России будущего не будет места этим явлениям. Я оптимист, но понимаю: нужно не только верить, но и что-то делать. Просто так ничего не дается.

А пока... По итогам нынешнего года мы находимся на 138 строчке рейтинга стран по уровню восприятия коррупции (оценка была от самого низкого уровня к самому высокому). В списке 180 государств. До Дании, Новой Зеландии и Финляндии нам далеко. За последние три года было отмечено ухудшение положения. Информация к размышлению и призыв к действию.