Из Украины лепят бунтующую зону
Юрий Котенок

Из Украины лепят бунтующую зону

"Троянских ослов Европы" становится все больше

Надежда на достижение компромисса в Киеве замаячила еще тогда, как непримиримые соперники в виде исполнительной, законодательной - с одной стороны, и президента Ющенко - с другой, договорились о проведении досрочных выборов 30 сентября этого года. Правда, скрепившее соглашение тройное рукопожатие выглядело неполноценным из-за отсутствия главного интригана новейшей украинской истории: толкнувшая Виктора Ющенко на передел государственной системы Украины Юлия Тимошенко осталась за кадром. Видимо, временно.

Как ни парадоксально, но это соглашение после легкого мордобоя милиционеров с государственными охранниками и показательным бряцанием мускулов силовиков ударило по позициям сразу обоих противоборствующих лагерей. Коалиция, по сути, согласилась с неконституционными действиями президента Украины, желающего вернуть утраченные полномочия, а «оранжевые», расписавшись в политической импотенции, получили риск к концу сентября потерять множество сторонников, и оставшееся, пусть и во многом условное, единство. Пока же ситуация в целом все-таки выглядит победой Ющенко, которого, видимо, слишком рано списали со счетов. По крайней мере, «синим» не удалось воплотить в жизнь схему одновременных выборов президента и парламента.

Многочисленные эксперты и аналитики уже перегорели в своем ремесле, разбираячастные украинские ситуации и игнорируя, по сути, главное - все происходящее на Украине, является ни чем иным, как попыткой США в долгосрочной перспективе устроить здесь зону нестабильности между Европой и Россией. Дело в том, что Вашингтон времен Буша-младшего одновременно стал побаиваться и укрепления Европы, и России, «поедающей шпинат нефтяных поставок» (по выражению г-на Лантоса). Американские аналитики прогнозируют, что плотное сотрудничество между объединенной Европой и Москвой приведет к утрате позиций США значительно быстрее, чем ожидалось - уже в 2020-2025гг., когда наберет обороты Китай, составив конкуренцию Штатам. Избежать этого Вашингтон может, прибегнув к дедовскому методу политики атлантистов – созданием постоянно конфликтующих территорий (зон) между Европой и Россией. Украина в этом случае оказывается не субъектом, а объектом прямого воздействия. А с Китаем будет вестись утонченная игра по заманиванию его бескрайними сибирскими ресурсами.

С другой стороны, в условиях бесконечных провокаций стран Балтии, раздражающих Россию и удивляющих Европу, единственным коридором для сотрудничества с Европой для Москвы является именно Киев. Даже Папа Римский недавно назвал Украину «открытыми воротами между Востоком и Западом». На этом пространстве Вашингтон, безусловно, опережает всех геополитических игроков: США устраивает ЛЮБОЙ вариант развития на Украине, кроме стабильности. Будет ли это раскол страны, когда одна ее часть постоянно конфликтует с другой, неважно. Это уже детали. Главное - создание зоны нестабильности, очага (очагов) напряженности, которые не дадут возможности договариваться Москве и Брюсселю. При этом Вашингтон устраивает и ЛЮБОЕ слабое проамериканское правительство в Киеве. Так Украина, попав в подвластную США зону нестабильности, выступает в роли банального буфера, благодаря которому Россия и единая Европа не должны в ближайшее десятилетие наладить нормальные деловые и, возможно, партнерские отношения. Если эта миссия кажется киевской элите значимой, то Украине, действительно, отводится просто грандиозная роль. Грузия со своим откровенно антироссийским проектом Саакашвили просто «отдыхает».

Причем, для катализации процессов еще большего отдаления России от Старого Света, скорее всего, придумано, чем реально реализуемо, размещение системы РЛС в Чехии и противоракет в Польше. Большинство неангажированных экспертов признает, что размещение баз ПРО аргументировано на грани классического американского идиотизма - с точки зрения баллистики иранские или корейские ракеты Европе не страшны, потому как туда не долетят. К тому же Тегеран вообще не обладает оружием, которое достигает американских баз в Европе. Но, даже если такая возможность представится гипотетически, все радары и противоракеты должны были располагаться на активной зоне подлета иранских боеголовок - в Турции, в крайнем случае, Азербайджане или Грузии. Можно добавить, что с военной точки зрения размещение РЛС и противоракет - совершенно бессмысленная операция и против России, потому что кроме собственно обнаружения стартов российских боеголовок в случае вооруженного конфликта эта система ничего сделать не может. Военные в Вашингтоне и Москве прекрасно понимают, что с началом конфликта первыми будут уничтожены именно радары. Российские ученые уже сейчас работают над тем, чтобы американские противоракеты в Польше не догнали российские боеголовки, и, надо думать, добьются успеха. Так что размещение ПРО США снова преследует лишь одно - посеять раздор между Россией и Европой. К слову, саму Европу просто коробит проамериканская направленность Польши. Французы вообще называют эту страну «троянским ослом Европы», а сами польские СМИ пестрят публикациями о полной бессмысленности создания американской системы ПРО в Европе.

Что же в этой ситуации делает Россия? Наверное, понимает суть глубинных процессов. По оценке ряда экспертов, Россия по-горчаковски сосредотачивается, напрягается, и …неправильно, нервно и как-то демонстративно-отстраненно реагирует на события на Украине. На самом деле Россию, которая только пережила Чечню, ни в коем случае не может устроить вариант, когда у нее под боком возникла такая замороченная зона нестабильности, где, по меткому выражению Владимира Путина «все у власти», и трудно разобраться, кто же является оппозицией. Но проблема в том, что кроме скандалов по поводу эстонских, латвийских действий и традиционных провокаций Польши Россия уже не может получить на своих западных границах роскошь в виде еще одной антироссийской структуры, как бы она ни называлась, и сколько бы их ни было. К сожалению, речь идет о нынешнем состоянии Украины. Кремль уже раздражает неопределенность части сил, противостоящих проамериканскому Ющенко и почти такой же Тимошенко.

Схватка бригад на бесхозном Майдане

Или Конституция как блудная жена

…Ситуация с Партией регионов, прямо скажем, неважная. Безусловно, «донецкая бригада», которая под флагом регионалов и правительства пришла в дышащий на ладан парламент, не была и будет способной заняться государственным устройством. У «донецких», как, впрочем, и у «оранжевых», нет ощущения себя в роли строителей и собирателей земель, идей и ресурсов, потому что строительство украинского государства – процесс не на год, пять, и даже не на десять лет. К сожалению, подавляющее большинство украинских лидеров ни в парламенте, ни в правительстве, ни тем более в болтающейся «оранжевой» биомассе, не способно смотреть дальше нескольких месяцев вперед. Этим украинская элита просто не обеспокоена. Все планы развития страны, которые на сегодняшний момент разработаны «синим» Кабинетом министров, оказались всего лишь тактическими ходами без стратегических инициатив. К сожалению, из этого следует один вывод: «донецкую бригаду» не сильно волнует, что Украина в тех границах, которые удачливо сложились на сегодня, несостоятельна. Донецкие, юго-восточные и киевские олигархи пекутся исключительно за свои капиталы; им совершенно безразлично, сколько будет Украин – две, три, пять или шесть. Бизнес-элита активно занимается тем, что понимали под смыслом жизни олигархи ельцинской России, - выводом предприятий за рубеж. Задача одна – сохранить товаропроизводство, рынки сбыта и доступ к сырью. Остальное - глубоко безразлично. Беспокоиться о целостности Украины по большому счету уже некому, так как ведущие игроки не видят в этих потугах смысла в принципе.

В общем, все эти определения «бригады» созвучны утверждениям «пани Юли», которая еще и требует сажать бригадиров. Но беда в том, что сама Тимошенко – бригадир ничуть не меньший, партия которой – ничуть не меньшая «бригада», чем донецкая. Юлия Тимошенко, пожалуй, ближе всех к Саше Белому из знаменитого сериала «Бригада» по стилю поведения, как бы ни ставили в вину Виктору Януковичу его уголовное прошлое. Клан донецких в этом отношении значительно мягче. В «бригаде» же Тимошенко шаг влево и вправо считается побегом и карается расстрелом на месте.

Дошло до того, что мечтатели о гипотетической украинской государственности считают последним устроителем государства в Украине … пана Кравчука, в отличие от которого хитрец Кучма тривиально балансировал на сдерживании. Ныне среди украинского истеблишмента личности, более-менее представляющей, что такое государство и « с чем его едят», не существует. Это видно хотя бы на элементарном примере отношения к Конституции. Французы утверждают: «Жена изменяет мужу или ни разу, или не раз». Тронув Конституцию в 2004 г. украинцы создали прецедент, чтобы трогать ее во второй, третий, пятый и до бесконечности раз. По недомыслию или из-за отсутствия государственного мировоззрения, при переходе от президентско-парламентской к парламентско-президентской республике, Конституцию не доделали до уровня парламентско-президентской. Полномочия рубили топором, что-то отдав парламенту, а часть оставив президенту. Этот неуклюже рубленый филей априори заложил конфликт и многократную государственную измену в будущем. Разве можно представить, чтобы президент Италии назначал министра обороны? Или в правительстве Меркель главу МИДа определял президент Германии, а у лейбориста Блэра фигурировал министр обороны от консерваторов, поставленный королевой? Европа не допускает политического идиотизма, но на Украине его сделали нормой. Возможно, такая закладка конфликта совершена сознательно. Нельзя не доделать самолет, иначе он не взлетит или упадет, нельзя не достроить дом – он рухнет или в нем будет невозможно жить. Не доделав украинскую Конституцию, заложили мину под существование государства Украина.

Днепровский разлом цивилизаций

Треть Конституционного Суда Украины назначал парламент, треть – президент, а еще третью часть – съезд судей Украины. «Три кита» судебной власти подготовили конфронтацию и хаос. Хотя еще во времена передачи власти от КравчукаКучме речь шла о том, что судей Конституционного Суда должен пожизненно назначать президент. Если бы это решение воплотили в жизнь, то, наверное, сегодня две трети Конституционного суда представляли гранды, назначенные Кравчуком, никем и никогда не отзываемые. Тогда бы не возникали вопросы о том, что судей можно отозвать указом президента. Отсутствие представления о том, каким должно быть, и что есть государство, приводит к таким смешным вещам. Именно поэтому говорить о том, что государство Украина на самом деле есть, умные люди остерегаются. Они предпочитают выражаться «страна Украина», но не государство. Это происходит даже на уровне украинских академиков, например, Пахомова, Николаева и других. Неужели столько лет на Украине выброшено зря? Ведь ничего не получилось! Ситуация напоминает Киевское княжество, где были князь-чужак и дружина, грабившая окрестные земли, облагая их данью. Сегодня в Киеве существует верхушечная власть, силовые структуры (та же дружина) и есть народ, который неизвестно зачем платит налоги, потому что обратно государство, кроме зарплаты, ничего не выдает.

К примеру, в России еще сохранилось понимание (пусть и очень сильно видоизмененное), что «власть – от Бога». На Украине этого нет по одной причине – здесь никогда не любили власть, поскольку своей власти не было никогда. Плюс ко всему, Украина оказалась настолько неоднородной и разнослойной, что оформился разлом по этническому, лингвистическому и религиозному признаку. Это исходит из самого развития окраинных земель Малой Руси (Малороссии). В частности, Юг и Восток Украины не знали системы крепостного права. Эти земли были присоединены к Российской Империи при Екатерине II, которая пустила туда огромное количество иностранцев. Последние сразу установили там товарно-денежные отношения; появились первые наемные артели и наемные бригады, с которыми рассчитывались деньгами. Так строилась Одесса не крепостными, а артельщиками. Верфям Николаева дали жизнь именно наемные бригады. Фактически 250 лет юг и восток Украины представляли собой экономическое образование, отличное от патриархальной части Российской Империи. С началом научно-технической революции машины, предприятия и рабочие появились на юге и востоке Украины естественным путем, а вот вцентральной и западной части Украины (без Галичины, которая находилась под Австро-Венгрией) предприятий не было в принципе! Таким образом, на протяжении многих лет, включая советский период, формировалось два мировоззрения у людей – технократическое и патриархально-родовое, вне зависимости от национальности. Конфликт между технократическим новообразованием, которое возникло 250 лет назад в виде Новороссии и Слобожанщины, и остальной частью Украины происходит от рождения до смерти людей на уровне ценностей и отношения к жизни, к успеху и всему. Этот не национальный, а цивилизационный разлом.

Состыковать в единое государство две разные цивилизации может только очень мудрый государственник. Такого, к сожалению, Украина не наблюдает и американцы это прекрасно знают. Во время встреч в Киеве представители США регулярно с удовлетворением подчеркивают, что, действительно, Украина – двухцивилизационная страна, и что ничего не нужно делать для существования здесь зоны нестабильности. А вот для создания стабильности нужны меры.

Ющенко как классика психиатрии

Без согласования в одной из трех точек мира – Вашингтоне, Брюсселе и Москве на планете мало что происходит. Ющенко не согласовал роспуск парламента с Брюсселем и Москвой, и, что самое интересное, с Демократической партией США. Европа в первые дни вообще не знала, как себя вести, не понимая, к чему это поведение отравленного президента Украины. Затем официальная Европа развернулась в сторону поддержки Ющенко, в очередной раз попавшись на удочку США. Старый Свет сработал против самого себя, получив на своих восточных границах четкую зону нестабильности, что вслух, то есть в СМИ, боятся говорить. Тем не менее, это понимают все здравомыслящие люди, включая депутатов из Партии регионов, социалистов и даже «оранжевых». Но официально на это откровение в Киеве наложено «табу». Под информационным колпаком Вашингтона оказался даже, якобы, самый близкий к России из существующих политиков (не считая Симоненко) Янукович.

Впрочем, табу в Киеве наложено еще на несколько тем. Одна из них печальна – психическое состояние президента Виктора Ющенко. По мнению специалистов военной психиатрии, у президента Украины наблюдается явная шизофрения с сезонным обострением. «Я вижу его глаза, жесты, движения, как психиатр, - заявил один из ведущих украинских медиков. – Возможно, это следствие отравления. С другой стороны, такое отравление не могло не вызвать психических расстройств». При этом говорить вслух о страшной догадке медики не желают, боятся. Это еще одна особенность украинского менталитета - заткнуть и замолчать истинные и настоящие проблемы. Вот и получается, что неадекватный президент Украины Ющенко, заявляя, что следует «не столько букве, сколько духу Конституции», своими указами нарушает Конституцию, а вся Украина принимает условия этой игры ниже пояса…

Проблема в факторе прецедента. Конституционный Суд, парламент, общество в целом приняли решение, подчиняясь диктату Ющенко. Значит, порядка в Украине уже не будет никогда. И это не громкие слова. Если «бригадой» решаются вопросы на высшем, государственном уровне, значит, так можно поступать и в областях, городах, деревнях всем силам, обладающим потенциалом региональных «бригад». Но об этом мало кто думает. В Украине нет Ивана Калиты, Ивана Грозного, Петра I, Александра II. На худой конец здесь нет даже Сталина, который хотя и был бестолковым государственным строителем, но все-таки строил государство в его понимании. Другими словами, нельзя ждать прогнозируемых долгосрочных действий от властей Украины до тех пор, пока здесь во главе страны ни появится группа государственно мыслящих людей. В этой ситуации Россия должна несколько поменять свое отношение к происходящему, и не считать, что власть предержащие в Киеве олицетворяют собой долгосрочную Украину. Похоже, в Москве уже поняли это.

Появление новой украинской элиты уже не зависит от России, равно, как и от Европы. США государство Украина не нужно. Развивалось и процветала она только под кем-то. Брошенная в самостоятельное плавание украинская государственность развиваться не может. И при этом Украина будет «ни под кем», хотя бы часть ее будет находиться под американцами. Так что нестабильность обеспечена, как минимум, на 50 лет.

Но игра, которую должна обязательно начать Москва, с тем, чтобы не получить у себя на юго-западной границе постоянно действующую зону нестабильности вплоть до вооруженных конфликтов (а они элементарны), должна вестись. Понятно, что сегодня, по большому счету, Украиной в администрации президента Путина не занимается никто. Понятно, что на сегодняшний момент Россия с военной точки зрения не может противостоять США. Потерять за 16 лет 2000 ракет с ядерными боеголовками очень тяжело и больно. Все экстренные меры, которые принимает Россия для нового перевооружения, при самом хорошем раскладе дадут о себе знать не раньше, чем через 10-12 лет. «Оборонка» так быстро не создается. То, что сегодня закладывается в разработку в России, должно соответствовать уровню военной техники 2020-2025гг. Поэтому на военный конфликт Россия не способна. Но используя свою ресурсную значимость для всего мира, она влиятельна в мире. Поэтому за Украину нужно сражаться всеми имеющимися средствами и рычагами. Видим ли мы это сегодня? Разумеется, нет. И это здорово бьет по позиции государственников, добавляя неверия в истинность время от времени вбрасываемых Кремлем патриотических пассажей о сражении за соотечественников на постсоветском пространстве.