Новые казаки для России
Максим Устинов

Новые казаки для России

Рязанское, чугуевское, слобожанское казачество…

России нужно больше казаков! И не только в известных каждому казачьих регионах (Дон, Кубань, Терек, Урал), но и в европейской части России. Так, как это было раньше.

Председатель Совета при президенте РФ по делам казачества Анатолий Серышев заявил о разработке правительством новой стратегии развития российского казачества на период до 2030 г.

Министерством обороны РФ принято решение об участии казаков Кубанского войска в количестве 99 человек в Параде Победы в Москве 9 мая 2020 г. Так же, как это было в 2015 г.и 1945 г.

Эти две новости показывают значимость, какую придаёт казачеству руководство страны в деле содействия ВС России, военно-патриотического воспитания молодёжи и сохранения православных традиций.

В России официально существует 11 реестровых казачьих войск и целый ряд не реестровых (общественных) казачьих объединений. В царское время тоже не все казаки числились при государстве, т.е.не все были реестровыми. Так что такая ситуация не должна удивлять или настораживать, и уж тем более, не должна вызывать негатива. Главное, чтобы реестровые и не реестровые делали общее дело. На это и будет направлена новая стратегия по взаимодействию с казачеством.

Все знают про донских, кубанских, терских, сибирских казаков. А ведь были ещё рязанские, мещерские (по происхождению мещеряки были татарами), астраханские, слободские, волжские, чугуевские казаки. Астраханское и волжское казачество сегодня возрождаются, а вот рязанских, мещерских, слободских, чугуевских казаков сейчас нет. Возможно, есть смысл возродить эти казачьи войска?

В Рязани есть Межрегиональная общественная организация «Великое братство казачьих войск». В октябре в рамках мероприятия «Родина казачества – Рязань» казаки этой организации установили поклонный знак-память в честь первого упоминания казаков в древнерусских летописях и победе рязанских казаков над полчищами царевича Мустафы в XV в. Но в Рязани нет рязанского казачьего войска. К сожалению.

Не только Рязань, но и Шацк, Нижний Новгород, Муром, Тула, Серпухов, Белгород, Воронеж, Курск и, разумеется, Москва – раньше это были казачьи города. В Москве казаков было всегда много по делам службы. Историки полагают, что рязанские казаки были одними из первых на Руси. Позже они дали начало гребенским казакам, слившимся впоследствии с терскими казаками. Об истории появления этих казачьих войск повествует известный летописец казачества Евграф Савельев, сам из донских казаков, в книге «Племенной и общественный состав казачества» (1913).

Что даст появление этих войск в наших современных условиях? Немало, при условии, что их возрождение не будет обременено излишней бюрократией и не будет пустым желанием множить людей в казачьей форме ради самой казачьей формы.

В России 170 тыс. реестровых казаков. Не реестровых явно не больше, а скорее всего, меньше. Для России с её площадью в 17 млн. кв. км. это мало. Казачество плотно занимается военно-патриотическим воспитанием молодёжи. В крупных городах это очень важно, потому что современная городская субкультура зачастую наполнена деструктивными смыслами. Худосочные юнцы в розовых джинсиках, понятия не имеющие о воинской доблести и отваге – это болезнь не провинции, а развитых мегаполисов. Правительственным структурам сложно охватить патриотическими мероприятиями всю молодёжь. При помощи казаков этот охват будет шире.

ЦФО – самый густонаселённый регион России. Это создаёт нагрузку на МВД и МЧС. Дополнительный военизированный резерв, каковым являются казаки, нашим силовым структурам там не помешает.

Пример: в Свердловской области через министерство культуры почти 6 млн. руб. потратят в 2020 г. на развитие казачьей культуры и профилактику экстремизма. Как видим, казачество и профилактика экстремизма стоят рядом. Совместно с МВД казаки будут работать над тем, чтобы уберечь наше юношество от увлечения деструктивными идеологиями.

Казачество живёт полувоенным бытом. По крайней мере, должно жить. Чем больше мужского населения в России будет причастно хоть каким боком к военному делу, тем лучше. События в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Донбассе показали, что иногда присутствие казачества в горячих точках очень и очень важно. Донбасс выстоял, потому что ему помогли наши казаки – донские, кубанские, терские, оренбургские, сибирские, забайкальские. Это признают сами жители Донбасса. И как после этого говорить, будто казачество нам не надо? Надо, и ещё как!

Если бы к моменту войны в Донбассе этих казачьих войск не было, а были бы просто люди, просто добровольцы, не структурированные в группы и подразделения, распылённые по городам и весям, вряд ли добровольческое подкрепление смогло прибывать на Донбасс в централизованном порядке.

Отдельное слово о чугуевских и слобожанских казаках. Их земли ныне располагаются на украино-российском пограничье. Чугуев – город в Харьковской области Украины. Возрождение в России чугуевских и слобожанских казаков было бы сигналом жителям приграничных украинских территорий, что у нас общее происхождение, общая история, общие традиции. Со временем свои чугуевские и слобожанские казаки появились бы и с украинской стороны. Не править же евромайдану Украиной вечно!