Перед русским Детройтом встает проблема нехватки кадров

Санкт-Петербург в последнее время называют русским Детройтом. Среди зарубежных автомобильных компаний, уже работающих, строящих заводы в городе и области, такие автогиганты, как Ford, Toyota, General Motors, Nissan Suzuki. К 2010 г. в Петербурге и Ленинградской области планируется выпускать 300 тыс. иномарок в год.



Как сообщает Радио Свобода, менеджмент компании Ford, отметивший 9 июля пятилетний юбилей работы в Ленобласти, принял решение о существенном увеличении производственных мощностей и расширении модельного ряда на предприятии во Всеволожске. Производство автомобилей Ford Focus планируется довести с 72 до 100 тыс. в год. Кроме того, на предприятии будет осуществляться сборка новых автомобилей Ford Mondeo в количестве 25 тыс. машин в год. Объем инвестиций превысит 100 млн долларов.



Начался очередной этап нового проекта автомобильного завода Suzuki в промзоне Шушары-2. На заседании городского правительства было принято постановление о проведении изыскательских работ на участке, выделенном для строительства завода.Соглашение о строительстве автомобильного завода Suzuki было подписано на XI Петербургском экономическом форуме. В соответствии с документом, Suzuki Motor Corporation совместно с японской Itochu Corporation инвестируют в строительство завода 3 миллиарда рублей. Предприятие в промзоне Шушары-2 рядом с уже строящимся заводом Toyota будет заложено в первой половине 2008 г., а откроется в конце 2009-ого. Планируемый объем выпуска готовой продукции завода - 30 тыс. автомобилей в год.



Ну, а первый камень в строительство завода Nissan под Петербургом был заложен в минувшее воскресение. Первая модель, которая сойдет в начале 2009 г. с конвейера завода - Teana, которая сейчас пользуется большим успехом в России. Второй моделью, которую Nissan начнет выпускать на заводе в Каменке с конца 2009 г., станет внедорожник X-TRAIL. В первую очередь в Каменке будет построен сборочный цех, цех по окраске, склад для комплектующих и склад для готовой продукции.



Между тем, как отметил первый вице-премьер России Сергей Иванов, в каждом автомобиле Nissan, выпущенном под Петербургом, будет что-то от российского автопрома: «Перечень импортных компонентов, как это предусмотрено в соглашении, будет неуклонно сокращаться, а российских комплектующих - неуклонно расти», - прогнозирует вице-премьер.



В соответствии с соглашением, существующая планка в 40% локализации, (то есть на 40% автомобиль должен состоять из местных материалов и деталей), требует от автогигантов производства не только сборочных цехов - полноценного штамповочного производства и даже литья. Одними ковриками не отделаешься, придется делиться передовыми технологиями и налаживать систему контроля. И в этом случае перед хозяевами автогигантов встает проблема борьбы за качество.



Об этом, кстати, говорили участники международной выставки «Автокомплект», прошедшей в Санкт-Петербурге в июне. Японские производители, например, сразу заявили, что для них главное, чтобы Toyota оставалась верной себе, да и другие марки хотят сохранить достойное качество своих моделей.



Но уже вырисовывается серьезная проблема, встающая перед русским Детройтом. Это нехватка кадров. Как отмечают эксперты, город не может обеспечить трудовыми ресурсами все возрастающие потребности промышленности: не хватает квалифицированных работников и специалистов, способных занять места управленцев среднего звена.



Не секрет, что Россия в целом и Петербург в частности во многом оказались для иностранных компаний привлекательны из-за дешевизны рабочей силы. Запросы россиян несравнимы с аппетитами европейцев, но и получать нищенские зарплаты, работая на крупном предприятии, продукция которого очень хорошо продается, рабочий класс, как показал опыт завода Ford во Всеволожске, не готов. Поэтому городской комитет по занятости населения будет не только проводить межрегиональные ярмарки вакансий, но и оказывать помощь компаниям в привлечении иностранной рабочей силы, передает Радио Свобода.