Сербская мина для Украины
Борис Рожин

Сербская мина для Украины

Балканское расследование набирает обороты

Круги на воде, вызванные материалом болгарской журналистки Диляны Гайтанджиевой о нелегальных поставках сербского вооружения на Украину, продолжают сотрясать сербскую политическую элиту. Всплывают все новые подробности, которые крайне неприятны текущему сербскому правительству. Фактически, рассказывая про дружбу с Россией¸ длительное время правительство Сербии закрывало глаза на нелегальные поставки оружия террористическим группировкам и украинским нацистам. Разумеется, все это пытались прикрывать разговорами о том, что оружие передавалось через посредников (например, ОАЭ или Саудовскую Аравию в случае с ИГИЛ), но, конечно, не являлось секретом то, кто выступает конкретным получателем, тем более, что материалы о том, что оружие из стран Восточной Европы поступает на вооружение террористов, появляться начали еще в 2014-2015 году, а после расследований 2016-2017 годов это и вовсе является секретом Полишинеля.

Разумеется, европейские и американские спецслужбы закрывали на это глаза (в тех случаях, когда они прямо не выступали соучастниками подобных схем). Ничего нового в этом поведении нет, так же, как и в гробовом молчании мейнстримовых СМИ, которые системно игнорируют подобные махинации за исключением совсем уж вопиющих случаев. Системные поставки вооружений с Балкан и стран бывшей ОВД как осуществлялись, так и осуществляются, о чем свидетельствовали материалы, выложенные все той же Гайтанджиевой.

Сербия последними разоблачениями поставлена в неловкое положение, поэтому и такое общественное внимание к этому делу внутри самой Сербии. Не являлось большим секретом то, что с 2014 года Украина получала те или иные вооружения не только по программам помощи США и НАТО, но и в рамках нелегальных поставок из стран Восточной Европы – Болгарии, Чехии, Польши, Венгрии. Сербия в этом списке практически не фигурировала, но, как оказалось, сербские дельцы от политики тоже приняли в этом участие, а сейчас пытаются замять это дело.

Разумеется, на самой Украине серьезного расследования подобных схем можно не ожидать, так же, как смешно ожидать расследования поставок уже украинского вооружения на Ближний Восток через Одесский порт, а также попыток замести следы недостачи проданных боеприпасов путем организации взрывов на складах, в которых потом персонажи вроде Антона Геращенко обвиняли «беспилотники ФСБ, которые летят прямо из России взрывать мирные украинские склады». Все это заметут под ковер «политической целесообразности борьбы с агрессором». «Дело Свинарчуков» и арест Пашинского никак на этот аспект нелегальной торговли оружием не повлияли, фактически, оставаясь за кадром. Упор делается лишь на «борьбе с воровством, коррупцией и злоупотреблением служебными полномочиями», но, конечно, не на том, что, после евромайдана Украина еще более интенсивно, нежели это было при Ющенко, оказалась втянута в мутные схемы нелегальной торговли оружием, где Украина одновременно была и продавцом, и покупателем, а также являлась частью нелегальной логистической сети по транспортировки оружия на Ближний Восток, где оно попадало в руки террористических группировок вроде ИГИЛ или «Аль-Каиды».

Когда все это начинали разоблачать, как обычно, это объявляли «кремлевской пропагандой» и попытками оклеветать «честное руководство Укроборонпрома» и других структур, соприкасавшихся с подобными схемами. Серьезного запроса на расследование этих махинаций нет и близко. И смена Порошенко на Зеленского тут мало на что повлияла. После преобразования Украины в инструмент антироссийской политики соучастие в подобных схемах логично дополнило предшествующие «подвиги» вроде поставок «Кольчуг» в Ирак (за которые Кучме досталось от США), нелегальные поставки снятых с боевого дежурства «Буков» в Грузию (где они приняли участие в грузино-российской войне 2008 года) и т.д. и т.п.

Украина, конечно, пользовалась теми горами оружия и боеприпасов, которые ей достались в наследство от Советской Армии, и начиная с 90-х она его систематически распродавала – легально и нелегально. Целое поколение украинских генералов и чиновников выросло в рамках этой реальности. И когда евромайдан спровоцировал гражданскую войну на Украине, внезапно выяснилось - распродавая советское наследство, его распродавали так упорно, что для вооружение и боеприпасы оказались близки к исчерпанию после первых же серьезных потерь. А с учетом того, что за годы «демократических реформ» военная промышленность была эффективно разрушена, а затем добита разрывом связей с российским ВПК, иного выхода, кроме как попрошайничать у стран НАТО или же нелегально закупать старое советское вооружение в странах Восточной Европы, просто не осталось. Разумеется, тут открывается обширное поле для внутренней коррупции, когда те же люди, которые занимались распродажей советского наследства, теперь уже тратили государственные деньги на закупку аналогичного вооружения за границей. В итоге бывший владелец куска мощнейшего ВПК и огромного запаса вооружений спустя 23 года самостоятельного развития был вынужден закупать банальные боеприпасы у Сербии. На оборонных выставках, где хвастаются единичными образцами новых украинских вундервафель, про сей парадокс по понятным причинам не спешат рассказывать.

Источник