Эндрю Сомерс: "Не давайте взятки в России"

Эндрю Сомерс, президент Американской торговой палаты, которая представляет в России интересы 850 компаний из США, рассказал ВВС, почему иностранных инвестиций в России не так много, как могло бы быть.


- Вы могли бы обозначить тенденции распределения американских инвестиций по отраслям экономики в ближайшие годы?



Эндрю Сомерс: Рынок потребительских товаров и энергетический сектор остаются очень привлекательными для иностранных инвестиций, так же как и финансовый рынок. Я бы сказал, что развитие производства (строительство фабрик и заводов в России) и инвестиции в промышленность - выраженная тенденция.



- Почему так невелико количество совместных американо-российских предприятий?



Эндрю Сомерс: Все зависит от сектора экономики. Например, у General Motors есть совместное предприятие с российской компанией, бумажно-целлюлозный концерн International Paper ведет переговоры с российской "Илим Палп", у Chevron совместное предприятие с "Газпромом". В стратегических секторах экономики, например, в энергетическом или в авиационном, иностранной компании не обойтись без российского партнера.



- Вмешательство государства в экономику не пугает американских инвесторов, например, истории с Shell или ТНК-ВР?



Эндрю Сомерс: Иностранцы понимают, что правительство рассматривает запасы энергетических ресурсов как элемент энергетической безопасности страны, которые оно хочет контролировать. Энергетические компании из США и Европы работают по всему миру, и многие страны имеют очень жесткие законодательные ограничения иностранных инвестиций. Закон об иностранных инвестициях в стратегические отрасли, который может быть принят Госдумой уже осенью, достаточно открытый и либеральный. Как мне рассказывают нефтяные компании, они работают с прибылью даже в тех странах, где иностранцам разрешено иметь не более 20% в компаниях. Ведь реальной проблемой является отсутствие четких правил или резкие их изменения. Это приводит к проблемам, как это произошло с Shell или с ТНК-ВР.



- Есть какие-то негласные правила ведения бизнеса в России?



Эндрю Сомерс: Правила довольно простые: никогда не давайте взятки. У американских компаний довольно четкие предписания на этот счет. Еще одно правило: обращай внимания на то, выигрывают ли российские партнеры. Я слышал от компаний, что работать в России выгоднее, чем в Китае: инвестиции в Россию окупаются быстрее, чем инвестиции в Китай. Я не могу назвать имен, но я знаю несколько компаний, которые рассматривают варианты переноса бизнеса из Китая в Россию.



- Объемы иностранных инвестиций в Россию меньше 3% ВВП. Это довольно мало по сравнении с другими развивающимися странами. На ваш взгляд, почему?



Эндрю Сомерс: Я считаю это наследием холодной войны: компании исторически боятся иметь дело с Россией. В Штатах пресса до сих пор недобро относится к вашей стране. Несмотря на это, по словам министра экономического развития Германа Грефа, за первые пять месяцев 2007 года иностранные инвестиции в Россию превысили абсолютный рекорд прошлого года.



- Каковы основные риски ведения бизнеса в России?



Эндрю Сомерс: Во-первых, слабая правовая система: бывает сложно заставить контрагента выполнять взятые на себя условия. С другой стороны, налоговый и арбитражный суды стали более профессиональными. Во-вторых, бюрократия: смысл многих нормативных документов, разработанных еще в СССР, не понимает даже само правительство. Но Россия - не единственная страна в мире, где есть бюрократия или коррупция: бюрократия есть и в Италии, и во Франции. Другой риск: законы принимаются неожиданно, а последствия их принятия не всегда учитывают. Так было, когда правительство начало борьбу с нелегальным алкоголем.



- Вы имеете в виду систему ЕГАИС (автоматическая система учета спирта)?



Эндрю Сомерс: Да, именно. В 2006 правительство обязало всех производителей алкоголя получать лицензии, включая производителей парфюмерии и зубной пасты. Вдруг компании обнаружили, что не могут продавать свои товары, поскольку дистрибьюторы отказались получать эти лицензии: компании потеряли миллионы долларов, а вместе с алкогольным рынком встал рынок парфюмерии и бытовой химии. Сейчас проблема практически решена, но нам потребовался год работы с правительством. В России не хватает системы предварительного оповещения бизнеса о законодательных инициативах. В США министерства, агентства и бюро обязаны публиковать проекты изменений в законодательстве на веб-сайтах. У каждого участника рынка есть 30 дней, чтобы их прокомментировать, затем начинается публичное обсуждение. Если вы категорически не согласны с изменениями, вы можете обжаловать их в суде. А в России нередки случаи, когда компании узнают, что 60 дней назад внутри какого-то ведомства было принято постановление, которое влияет на весь ваш бизнес, а вы об этом ничего не знаете.



- По словам Колина Пауэлла, который две недели назад приезжал в Москву, долгосрочным интересам бизнеса в России соответствует создание демократических институтов. Американский бизнес чувствует их недостаток?



Эндрю Сомерс: Нет. Американский бизнес в России находится в том положении, когда ему необходима стабильность. В XXI веке Россия стала стабильной страной. Если же говорить о демократии, то те процедуры, о которых я говорил, - предварительное оповещение игроков рынка о законодательных инициативах, публичные обсуждения законопроектов - для демократического общества в порядке вещей. Я соглашусь, что демократия выгодна бизнесу в смысле открытости и прозрачности принятия решений властями.



- Кроме Starbucks прихода каких крупных американских компаний стоит ожидать в России? Walmart? AT&T?



Эндрю Сомерс: AT&T уже является нашими членами. Если говорить о Starbucks и Walmart, мы располагаем теми же слухами, что они собираются выходить на российский рынок. Walmart и Starbucks довольно часто приезжают в Москву и проводят здесь исследования рынка. Но компании Starbucks стоит поторопиться: российский рынок кофеен растет впечатляющими темпами, здесь делают очень хороший кофе. Я люблю именно такой.