И снова Нжде – теперь на Кубани
Петр Иванченко

И снова Нжде – теперь на Кубани

Нацистский пособник встретил понимание в Госдуме

На днях в краснодарском городе Армавир произошел инцидент, который некоторые силы стремятся представить чуть ли не как межнациональный конфликт.

Депутат Армавирской городской думы Алексей Виноградов залил черной краской мемориальную доску, установленную на территории комплекса Армянской Апостольской церкви Успения Пресвятой Богородицы (улица Кирова, 5/2), в память о радикальном армянском националисте, Гарегине Нжде, осужденным советским судом за пособничество нацистам.

В годы Великой Отечественной войны Нжде принимал участие в формировании т.н. Армянского легиона СС, подразделения которого были задействованы в боях против Советской Армии на Северном Кавказе, а позднее на Западном фронте. В 1948 году он был осужден Особым совещанием при МГБ СССР за антисоветскую деятельность и пособничество нацистской Германии и приговорен к 25 годам тюремного заключения.

Тем не менее, в Армении есть немало тех, кто считает этого коллаборациониста национальным героем, боровшимся за свободу и независимость своей родины. Однако отношение к нему в России сугубо однозначное, как к преступнику и пособнику гитлеровцев, в том числе и на официальном уровне.

Собственно и в Армавире, известие о провокационном шаге почитателей коллаборациониста вызвало возмущение горожан, которые неоднократно обращались к властям и в органы прокуратуры с требованием очистить город от такого рода «мемориалов».

Но городские власти, опасаясь конфликта с представителями диаспоры, длительное время игнорировали требования армавирцев, ссылаясь на запрос в Госархив о документах по Нжде, на который им так и не пришел ответ. И так, в течение семи с половиной лет!

Наконец, городским властям пришлось услышать людей, и местному отделению «Союза армян России», установившему доску, было предложено демонтировать ее в течение двух недель. Однако это требование, вполне ожидаемо, проигнорировали.

Алексей Виноградов не раз заявлял, что в случае невыполнения обещаний о демонтаже доски он самостоятельно решит этот вопрос. Так как краевые и местные власти и органы прокуратуры предпочли вновь выбрать бездействие, и по истечении двухнедельного срока реакции властей не последовало, депутат закрасил черной краской мемориальную доску.

В адрес Виноградова немедленно последовали многочисленные угрозы — от намерения привлечь его к уголовной ответственности «за вандализм» до физической расправы. Но самое удивительное, что с осуждением Виноградова выступили …его коллеги из Госдумы!

Так, заместитель председателя комитета Государственной думы по обороне, депутат Александр Шерин, призвав избегать «двойных стандартов» (!?) в оценке исторического наследия и памятников. Он подчеркнул, что армяне — единоверцы русских (!), а Армения — союзник России по ОДКБ, поэтому официальные лица должны бережно относиться к ценностям армянского народа и осуждать проявления вандализма.

Отметим, что помимо довольно странного утверждения «о двойных стандартах» (как будто в Армавире поставлен памятник Андрею Шкуро или Андрею Власову), Шерин демонстрирует невежество в данном вопросе, утверждая что «армяне — единоверцы русских». Армяно-григорианская церковь не является православной, и ее прихожане не могут считаться единоверцами чад Русской Православной Церкви. Да и вообще, не очень понятно, зачем сюда нужно религию приплетать? Вот, украинцы, те, действительно наши единоверцы. Так давайте, на этом основании памятник Петлюре поставим?

Поддержал Шерина и первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, депутат Константин Затулин, заявив, что вопрос необходимости сохранения или демонтажа доски должен быть решен путем внутриармянской дискуссии без участия русских.

«Не русский должен высказываться по этому поводу — если армяне откажутся от памяти Нжде, то тогда это будет внутриармянская дискуссия. А когда мы проникаем на территорию церкви, то ничего кроме вреда межнациональным отношениям это не приносит», - заявил депутат, видимо забыв, что Армавир — это не Прибалтика, а территория Российской Федерации, где русские, как и граждане других национальностей, имеют по закону, полное право решать, что и как будет делаться на их земле. И, в то же самое время, территория, на которой расположена армянская церковь, да и другие — не обладает экстерриториальностью, это не посольство. И никакого права граждане России, пусть и армянской национальности, игнорировать решение законных властей не имеют.

Между прочим, в российском МИДе осудили строительство памятника Нжде в Ереване. Или официальная позиция Российского Государства для Шерина и Затулина — не указ?

Кстати, а почему именно Нжде? Неужели у армавирских армян за всю многотысячелетнюю историю армянского народа, других героев не нашлось? Почему, скажем, не поставить мемориал легендарному военачальнику маршалу Ивану Баграмяну, или одному из 106-ти Героев СССР, армян по национальности? Или, например, Андронику Озоняну, который сделал для спасения армян от турецкого геноцида, несравненно больше, чем Нжде. И в отличие от него действовал только против турок, а не против России — и царской, и советской.

Кстати, похоже, что именно это обстоятельство и послужило причиной выбора именно этого персонажа из всей богатейшей армянской истории. Ведь, люди, установившие доску врагу России, прекрасно осознавали то, что это вызовет негативную реакцию. Но, скорее всего, именно таким образом они намеривались продемонстрировать не только свою «особость», но и то, что именно они «здесь хозяева».

Напомним, что в 30-е годы прошлого века по мере увлечения расизмом и фашизмом Нжде отошел от христианства даже формально (ревностным христианином организатор этнических чисток в Зангезуре не был никогда), провозглашал «этноверу», «родовую религию», стал неоязычником и антихристианином. В настоящий момент он является «пророком» армянских неоязычников, и его «учение» исповедуют ультраправые. В связи с этим, размещение «мемориала» ренегату и вероотступнику в ограде церкви выглядит, мягко говоря, странно. И ее настоятеля может в некоторой степени оправдать только невежество.

А если учесть что за время оккупации Армавира гитлеровскими захватчиками и их союзниками было уничтожено более 70 процентов его жителей, то установка мемориальной доски нацистскому пособнику есть не просто провокация, но и самый настоящий вандализм.

Впрочем, есть надежда, что мозги армянским ревнителям коллаборанта, и вправду, вправят их более разумные и адекватные соплеменники.

Так, в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян подчеркнул, что в России не должно быть памятных знаков Гарегина Нжде. «Если мы говорим о памятниках любым людям, которые были соратниками Гитлера, коллаборантами или поддерживали Гитлера в ходе не то что Второй мировой войны, а именно Великой Отечественной войны, когда он воевал на уничтожение советского народа, частью которого был тогда армянский народ, то позиция должна быть однозначной. Никаких табличек, памятников, монументов таким людям на территории Российской Федерации быть не должно — ни таблички Нжде, ни таблички или памятника Краснову, никому из коллаборантов или соратников или помощников Гитлера, вне зависимости от того, какими мотивами они руководствовались", - пояснил политолог.

Гораздо тревожнее и печальнее, то что в российской власти, как выясняется, немало тех, кто считает возможным топтать память жертв фашизма, и наше достоинство, мотивируя это особыми «союзническими отношениями», или даже «единоверием». Интересно, умилялись ли они недавним кадрам с Украины, где у братской могилы советских воинов, выставили «почетный караул» в СС-овской форме, как символ национального примирения?

Не меньшую тревогу вызывают и действия местных властей, которые из-за страха возникновения конфликтных ситуаций, готовы смириться не только с прославлением нацистских пособников, но и с игнорированием собственных распоряжений и требований.