Как изменился рынок микрозаймов в России в 2019 году
Отдел информации

Как изменился рынок микрозаймов в России в 2019 году

Количество, желающих получить деньги в долг, постоянно увеличивается. Причем строгие требования банков к заемщикам привели к повышению интереса к услугам микрофинансовых организаций. На рынке работает множество МФО и конкуренция между ними жесткая.

В 2019 году микрокредитование в России продолжает активно развиваться. Но этот рынок существенно меняется. Если раньше росли только количество игроков и сумма выданных займов, то теперь изменения касаются уже самой модели работы МФО. Во многом этому способствует принятые меры регулирования со стороны ЦБ РФ. Сервис по выбору займов от МФО Zaimopoisk.ru провел анализ, как отразились изменения на рынок микрозаймов.

Влияние регулирования ЦБ РФ

В 2019 году ЦБ РФ 2 раза вводил ограничения по процентным ставкам и максимальной сумме требований (включает долг, проценты, штрафы за просрочку).

С 28 января 2019 года для МФО была установлена максимальная ставка в 1,5% в день, а сумма общего долга клиента не должна превышать размер займа, увеличенный в 2,5 раза.

С 1 июля ставка не должна превышать 1%, а общая сумма задолженности может превосходить первоначальную сумму займа только в 2 раза.

Введение регулятором жестких ограничений привело к тому, что многие компании были вынуждены свернуть деятельность. Всего из реестра МФО за период январь-сентябрь 2019 года было исключено 427 организаций. За счет появления новых компаний общее количество организаций в реестре изменилось не так значительно. Оно уменьшилось на 77 организаций. Это по-прежнему много. ЦБ РФ при этом в официальных отчетах говорит о стабилизации количества МФО в реестре.

Игроки для сохранения места на рынке вынуждены были применять меры:

  • Изменение скоринговой модели. Требования к потенциальным заемщикам в МФО стали жестче. Компании стараются снизить долю просроченной задолженности в портфеле. Активно внедряются современные системы проверки потенциальных клиентов, анализ долговой нагрузки.
  • Развитие онлайн-займов. Компании компенсируют снижение маржи из-за ограничений регулятора, сокращая число подразделений и полностью переходя на обслуживание клиентов через интернет. За I квартал 2019 года компании из сегмента займов «до зарплаты» закрыли около 1,8 тыс. подразделений. При этом клиенты также активно используют дистанционные сервисы. Например, в сегменте займов «до зарплаты» 64 компании через интернет за I квартал 2019 года выдали большую сумму в долг, чем 603 организации, работающие только через контакты с заемщиком в офисе.
  • Переход к выдаче среднесрочных займов. Прибыли в сегменте займов «до зарплаты» (PDL, Pay Day Loan) падает из-за ограничений и компании активно тестируют или уже запускают среднесрочные займы (IL, Installments). При этом перед введением новых норм регулятором компании активно наращивали объем выдачи PDL-займов (+13,3% за I квартал 2019 года).

Новые МФО влияют на рынок незначительно. Основные выдачи приходятся на организации, зарегистрированные до конца 2016 года. Их доля в объеме выдачи оценивается примерно в 83,5%. Это показывает, что рынок микрокредитования населения перестает быть «легким» и сверхприбыльным.

Статистика микрозаймов

Общий объем задолженности россиян перед банками превышает 16 трлн рублей. На этом фоне объем задолженности перед МФО выглядит не таким серьезным – 143 млрд рублей (на конец I квартала 2019 года). Но количество заключенных частными лицами с МФО внушительное – 8,347 млн за период с начала года до 31.03.2019.

Наиболее часто оформляют микрокредиты жители следующих регионов:

  • Москва – 141 тыс. договоров за I полугодие 2019 года (в 2018 году за аналогичный период в МСК оформлено 124 новых микрозаймов);
  • Кемеровская область – 130 тыс. договоров за период с начала года до 1 июля 2019 (в 2018 году – 120 тысяч);
  • Московская область – более 114 тыс. договоров с начала года до 1 июля (в 2018 году – 99 тыс.).

По статистике берут займы в основном клиенты в возрасте 25-36 лет. Причем онлайн-сервисами по выдаче микрокредитов активно пользуется молодежь от 18 до 25 лет. На их долю приходится около 23,5% всех выданных займов, и их доля растет (за 2018 год – плюс 3,5 процентных пункта).

Среди молодых заемщиков (до 20 лет) традиционно преобладают мужчины около 70%. Но в возрастной категории 50-54 года чуть больше заемщиков женщин (52%). В категории старше 60 лет 3 из 5 займов выдаются женщинам.

Если в Москве займы чаще берут на дорогие телефоны, одежду (около 60% всех выданных займов), то в регионах ситуация иная. Чаще всего заемщики из регионов берут деньги в долг на следующие нужды:

  • неотложные нужды семьи (текущие расходы);
  • лечение;
  • ремонт авто или дома;
  • подарки близким;
  • оплату обучения.

Иногда встречаются и нестандартные запросы. Например, заемщики, проживающие в Сибири, часто берут микрокредиты на приобретение сельскохозяйственных животных (телят, поросят).

Как изменился подход к привлечению новых клиентов

Ограничения введенные ЦБ РФ вынудили компании еще больше внимания уделять маркетинговым мероприятиям.

Основные изменения в подходе МФО к привлечению новых клиентов в 2019 году:

  • Первый займ под 0% стало предлагать больше компаний. Если раньше беспроцентные микрокредиты для новых заемщиков предлагали лишь единицы МФО (3-5 компаний), то сейчас примерно 20% компаний предоставляет такую возможность.
  • Продвижение повторных займов. МФО активно стали работать с постоянными заемщиками, предлагая скидки на них при своевременном возврате средств. Некоторые компании ввели для этой категории клиентов возможность пользоваться каждым займом без процентов, погашая их за льготный период.
  • Существенное увеличение рекламной активности. При запуске новых продуктов (PDL-займов) компании проводят широкие рекламные компании, многие МФО запустили партнерские программы.

В целом от изменений на рынке МФО, произошедших в 2019 году, выиграли добросовестные заемщики. Больше всего пострадали мелкие компании, которым из-за ограничений выживать становиться все сложнее.