Путь российских компаний к иракской нефти будет нелегким

Визит иракского министра нефти Хусейна аш-Шахристани в Москву, который завершается сегодня, похоже, подтвердил, что путь российских компаний к иракской нефти будет очень нелегким.



Как пишет "Время новостей", г-н аш-Шахристани вчера провел переговоры сначала с руководством ЛУКОЙЛа, разрабатывавшего до свержения режима Саддама Хусейна крупное месторождение «Западная Курна-2», а затем с главой Минпромэнерго Виктором Христенко. Во встрече министров также участвовали представители ЛУКОЙЛа, «Роснефти», ТНК-ВР и «Зарубежнефти».



По итогам переговоров г-н аш-Шахристани заявил, что контракт на месторождение ЛУКОЙЛ практически потерял: "Этот контракт был подписан прежним режимом и отменен им". Окончательное решение по всем контрактам на разработку недр будет принимать специальный совет под руководством премьер-министра страны, у ЛУКОЙЛа, намекнул министр, нет шансов получить контроль ни в одном из месторождений, которые Ирак будет разрабатывать вместе с иностранными инвесторами.



От визита министра нефти Ирака в Москву, как считалось, во многом зависела судьба списания иракского долга перед Россией, который оценивается в 8-10 млрд долларов. Однако постоянные высказывания г-на аш-Шахристани на тему о том, что российские нефтяные компании, как и компании из других стран, не смогут рассчитывать на преференции при получении контрактов на разработку месторождений, вряд ли будут способствовать ускорению процесса списания.



Иракский министр высказался на эту тему так: "Россия является весьма уважаемым членом Парижского клуба, и как член Парижского клуба она проголосовала за списание иракских долгов на известных условиях - 80% долгов должно быть списано и 20% выплачено в рассрочку. Это решение Парижского клуба никак не связано с какими-то другими вопросами. Г-н Христенко заверил меня, что Россия готова полностью выполнять решение, которое было принято Парижским клубом, и сейчас речь идет о его практическом выполнении - дело за осуществлением ряда технических мероприятий. Что касается разработки нефтяных месторождений, то в соответствии с готовящимся сейчас законом о нефти предусмотрены равные для всех компаний условия участия в тендерах. Ни с кем не ведется никаких специальных переговоров в обход общих условий".



Со своей стороны г-н Христенко прокомментировал тему списания госдолга Ирака весьма расплывчато. "Несмотря на то что Российская Федерация молодое государство, ему 16 лет, вступив в новую фазу развития, Россия взяла на себя обязательства Советского Союза и по возврату государственных долгов, и по коммерческим кредитам, и по выполнению долгосрочных договоров на поставку энергоносителей, которые неизменно выполняет на протяжении десятков лет, - сказал он. - Это позволило нам не только сохранить партнерские отношения, но и развивать их".



Далее Христенко сказал, что изменилось время, и соглашения могут подлежать какой-то корректировке. Российские компании к этому готовы, также они готовы подключиться к приоритетным проектам для Ирака, готовы к работе и с компаниями третьих стран.



При этом он отметил: "Нам не надо начинать все с чистого листа, мы много достигли и на государственном уровне, и на уровне компаний". В переводе с дипломатического языка это означает, что Россия тем не менее ждет от Ирака возобновления контрактов, и прежде всего на разработку "Западной Курны-2".



Для ЛУКОЙЛа этот контракт был стратегическим: он предполагал, что российская компания будет оператором разработки месторождения с запасами 8-10 млрд баррелей нефти и при этом получит контрольную (51%) долю в проекте. Необходимые инвестиции в проект оценивались в объеме 3,7 млрд долларов. Однако Саддам Хусейн перед своим свержением в одностороннем порядке аннулировал контракт, ссылаясь на то, что ЛУКОЙЛ его не выполнял. В компании в свою очередь говорили, что выполнять его не было возможности из-за действия санкций ООН в отношении Ирака.



Новое же проамериканское правительство Ирака, похоже, не устраивает, что ЛУКОЙЛ получил столь привлекательный контракт. И сейчас оно всячески пытается как минимум пересмотреть его условия.



Правда, если даже Багдад не признает прав ЛУКОЙЛа на "Западную Курну-2", то, как говорит г-н аш-Шахристани, компания имеет большие шансы снова получить это месторождение, но уже на тендере.



"Действительно мы считаем, что компания ЛУКОЙЛ имеет определенные преимущества с точки зрения возможности выиграть эти тендеры в условиях конкуренции", - сказал Шахристани. Судя по всему, именно этот аспект позволил министру говорить о том, что переговоры с руководством ЛУКОЙЛа прошли «в целом позитивно».



В ходе тендеров Багдад намерен обязать победителей построить инфраструктуру месторождений и нефтеперерабатывающие заводы, а также заниматься социальной деятельностью. В этом плане у ЛУКОЙЛа проблем нет - он уже несколько лет занимается обучением иракских студентов в российском Университете нефти и газа им. Губкина.



Кроме того, иракские власти указывают, что контроля в проектах иностранные компании в любом случае не получат.



То, что сейчас пытается сделать Ирак с нефтяными запасами, весьма похоже на практику, которую применил "Газпром" в отношении Штокмановского газоконденсатного месторождения. Как известно, российский газовый монополист долго приглашал инвесторов для разработки "Штокмана", предлагая им доли в проекте. После нескольких раундов переговоров об участии в проекте и переоценки запасов месторождения в сторону увеличения «Газпром» передумал: международным компаниям посулили лишь возможность выступать в качестве подрядчиков.



Таким образом, российским компаниям придется столкнуться в Ираке с более сложными, но и более понятными условиями сотрудничества. Оставив в стороне вопрос о том, насколько будущие тендеры окажутся действительно "свободными и прозрачными" в условиях фактической американской оккупации Ирака, можно предположить, что качество и размеры иракских месторождений все равно делают их привлекательным объектом для российских инвестиций.