Норвежское эхо ракетной атаки хуситов
Петр Иванченко

Норвежское эхо ракетной атаки хуситов

Союзники США отказываются от «противоракетного зонтика»

В середине минувшего столетия американские политики и политологи любили использовать в борьбе с коммунизмом и народно-освободительным движением «принцип домино». Это понятие обозначает распространение по цепочке определенного явления под действием какого-либо фактора, который влияет на первый элемент цепи, и предполагает, что любой проигрыш американцев или их союзников в битве с «красными» немедленно вызовет цепную реакцию неудач.

Трудно сказать, насколько эта теория была состоятельна тогда, но сегодня провал американских систем ПРО в Саудовской Аравии, оборону которых без труда преодолели БПЛА и ракеты йеменских повстанцев-хуситов, вызвал целую серию серьезных проблем для Вашингтона. Прежде всего, осознание неэффективности американского «противоракетного зонтика» заставило их союзников, в том числе и находящихся далеко от Аравийского полуострова, по-новому взглянуть на гарантии безопасности, данные США, и задуматься о целесообразности своего участия в тех или иных военных программах Вашингтона.

Так, стало известно, что правительство Норвегии на днях приняло решение не интегрировать свою ПВО в систему ПРО НАТО и отказалось от размещения на своей территории ее элементов и закупки соответствующего оборудования.

Местные СМИ сообщили, что Осло старается избежать дополнительного увеличения и без того стремительно растущих военных трат. Но самая главная причина отказа, заключается в том, что руководство страны не желает осложнений в отношениях с РФ, которые непременно последуют, если Норвегия примет участие в Северо-Атлантической (читай — американской) программе ПРО.

Напомним, что в принятом в 2017 году программном документе военного ведомства Норвегии предполагалось присоединиться к противоракетному щиту альянса. Однако по мере роста напряженности в Европе во властных и военных структурах страны усиливалась дискуссия о целесообразности такого шага.

Его противники делали упор на то обстоятельство, что специфика американских систем ПРО предполагает их «двойное» использования, когда из одной и той же пусковой установки можно запускать и противоракету и ракету класса «земля-земля». В силу этого позиции этих систем превращаются не только в законную, но и в приоритетную цель для российских ракет.

Но пока американской пропагандистской машине удавалось поддерживать миф о непроницаемости американского «щита» для ракет противника, принятая в 2017 году программа оставалась актуальной, несмотря на все возражения.

Однако успешный удар хуситов по саудовским нефтепромыслам стал несокрушимым аргументом сторонников здравого смысла. Ведь в контексте прекращения ДРСМД и открывшейся низкой эффективности противоракетных систем США становилось ясным, что участие в программе ПРО НАТО означает фактическое согласие размещение на своей территории наступательных ракет средней и меньшей дальности, нацеленных на Россию. При этом системы, которые должны обезопасить территорию страны, не в состоянии перехватить не то что новейшие российские гиперзвуковые ракеты, но и полукустарные дроны йеменских повстанцев.

Можно не сомневаться, что решение норвежцев (если, конечно Вашингтон и Брюссель не сумеют их заставить от него отказаться) произведет сильное впечатление и на некоторые другие страны альянса. И вполне вероятно, что найдутся желающие последовать их примеру.