Проблема педагогической деятельности
Отдел информации

Проблема педагогической деятельности

Педагог — это не профессия, а призвание. Вроде бы известная фраза, а мало кто из учителей действительно понимает ее значение. Чтобы быть учителем, недостаточно быть предметником — нужно еще и понимать особенности психологии и личности школьника, уметь общаться с детьми разного возраста и видеть их целиком, а не лишь отдельные составляющие личности. Быть учителем — значит совмещать в себе умение донести материал по предмету и воспитать достойную личность (более подробно о педагогикеhttps://hedclub.com/ru/group/view?id=592).

Проблемы личности учителя

Проблемы педагогической психологии в современном мире кроются в том, что учителя, в лучшем случае, стараются научить ребенка предмету любыми методами. В худшем — просто отработать урок. Лишь единицы задумываются о том, что вклад их профессиональной деятельности должен быть больше, чем обучение азам дисциплины.

При приеме на работу педагогов оценивают только по их компетентности в предмете. Это нормально, но не нужно забывать о важности понимания психологии педагогом. Только тот, кто хочет научить детей и умеет воспринимать их как личностей, может действительно считаться учителем. Такой человек не только обучает предмету, но и воспитывает моральные ценности и нормы, учит принимать себя и понимать устройство окружающего мира. Он закладывает нормы поведения, прививает любовь к прекрасному, независимо от дисциплины, которую преподает.

Проблемы, вызванные обучением учителей

Чтобы стать учителем в школе, нужно окончить педагогический институт с дипломом специалиста или магистра. Иногда на работу принимают и с дипломом бакалавров, но обычно это возможно при наличии опыта в сфере педагогики. Но чтобы преподавать в вузе, педагогическое образование не обязательно — достаточно закончить магистратуру по любой специальности. На последнем курсе магистратуры студентам ведут пары по психологии и педагогике, что и готовит их к преподавательской деятельности. На таких занятиях часто дают недостаточно материала для полного погружения в тему, в результате специалист может отлично разбираться в своем предмете, но не уметь налаживать коммуникацию с учениками или не владеть риторикой.

Еще одна выраженная сложность среди педагогических проблем — организация образовательного процесса. В его основе лежит не личность будущего учителя, а изучение им предмета. Об этом стоит поговорить более подробно.

Задачи учителя и психология личности

В числе задач педагога:

  1. Готовность к действиям, постановка целей и задач для себя и учеников.
  2. Выбор подхода для воздействия на ребенка.
  3. Контроль и оценка своих действий.

Учитель должен уметь увидеть проблему, понимать, чему учить детей и как донести материал, уметь рассказать тему за выделенное время и находить свои ошибки, чтобы повышать эффективность.

Всему этому в вузе научить могут, но самое главное — учитель должен любить детей. И это проблема современного педагогического образования, студентам об этом не рассказывают. Именно личность учителя — главная составляющая любого педагогического процесса. Важно, чтобы ему самому хотелось научить и поделиться новым, сделать детей лучше и показать им правильную систему ценностей. Задача педагога — не только объяснить предмет, но и помочь ученику в формировании полноценной личности.

То есть психологии и развитию личности нужно уделять особое внимание, при этом в этой области существует ряд проблем:

  1. Нет четкой, доступной и понятной концепции работы учителя, и нет точных метрик показателей его эффективности. Отдельно можно выделить успеваемость учеников в классе и общение учителя с детьми, но общую эффективность труда определить сложно.
  2. Сфера образования устроена так, что даже если у учителя высокая потребность в знаниях психологии, он не может ее полностью удовлетворить. При этом множество научных трудов остаются невостребованными.
  3. Во многих институтах изучение психологии все еще ведется преимущественно в теории, но для понимания этих процессов нужна практика. И чем больше тренингов и упражнений — тем лучше. Однако стоит отметить, что изучение психологии — не панацея от всего, оно не упрощает работу учителя, а лишь повышает его уверенность в себе и дает новые методы реакции на поведение учеников.

Задачи учителяВторое важное требование к учителю — высокая компетенция в сфере предмета, который он ведет. Обычно лучшие преподаватели — те, которые имеют тягу к творчеству. Индивидуальность такого педагога способствует развитию творческих способностей у детей, а значит, обучать школьников ему будет проще. Каждый учитель имеет свой индивидуальный стиль, он выражается в темпераменте, скорости реакции и речи, поведении. На основе личности и стиля формируется деятельность, по которой и оценивают педагога.

Проблемы, создаваемые учениками

Основные проблемы педагогической психологии мы указали, и в основном они зависят от самого преподавателя. Но так происходит не всегда, ученики тоже часто создают дополнительные трудности. Современные школьники избалованы информационной доступностью, они не доверяют словам взрослых и учебникам, предпочитая все проверять в интернете. Это не плохо, но часто там неподтвержденные источники. Из-за такого отношения возникают трудности в общении со школьниками, а чтобы пробиться к их сознанию, нужен авторитет. И мы опять возвращаемся к вопросу психологии — понимание мыслительных процессов и действий детей позволяет найти подход к любому.

Главное в работе учителя — любить детей, свою деятельность и постоянно учиться и развиваться, несмотря на всеобщие трудности.