Кто разочаровался в казачестве?
Борис Джерелиевский

Кто разочаровался в казачестве?

Владимир Громов, бывший атаман ККВ, отметился странным и противоречивым выступлением

Бывший атаман Кубанского казачьего войска выступил с резкой критикой казачьего движения России и тенденций его развития. В своем интервью газете «Реальное время» из Республики Татарстан он заявил, что идея казачьего возрождения в нашей стране дискредитирована, настоящих казаков крайне мало, и они не готовы к созданию казачьих подразделений. Столь странные даже для бывшего атамана утверждения мы попросили прокомментировать атамана Таманского отдела Кубанского казачьего войска, казачьего полковника, Героя Кубани Ивана Безуглого.

- Иван Васильевич, как понимать слова о разочаровании в казачестве из уст первого реестрового атамана Кубанского казачьего войска?

- Весь вопрос в том, кто и почему разочарован. Разочарован тот, кто не получил от казачества желаемого. Например, в ЦРУ, и в Конгрессе США, где отмечают неделю «порабощенных народов», очень разочарованы, что им не удалось сформировать сепаратистское движение казаков. Либералы, леваки и нацисты разочарованны тем, что не сумели превратить казаков в инструмент борьбы с государством, втянуть их в новую смуту. Навальный разочарован тем, что его сторонникам на Кубани не рады и т.д.

Чем разочарован Владимир Прокофьевич лично, я не знаю, если он, конечно, не озвучивает солидарное разочарование, тех, кого я назвал. Во всяком случае, предполагать, что он чего-то не получил от казачества, едва ли возможно: все что он имеет, его статус и положение в обществе – все это благодаря казачьему движению. При этом я могу со всей ответственностью сказать, что в казачестве не разочарованы жители южного города Крымска, которых, рискуя своей жизнью казаки спасали от гибели, вырывая их из лап разбушевавшейся стихии.

По итогам спасательной операции 25 казаков Кубанского казачьего войска за мужество, проявленное при спасении людей от водной стихии во время наводнения в г. Крымске, награждены орденами Русской Православной церкви, которые, прибывший в Крымск Патриарх Московский И Всея Руси лично вручил казакам-героям.

Не разочарованны крымчане, которых мы защитили от бандеровцев, не разочарованы жители Донбасса, да и постоянно растущее Кубанское войско, прежде всего, за счет молодежи говорит о том, что «разочарованных» на Кубани не так уж много. Подтверждением тому служит такой факт, что на прошедших 08 сентября 2019 года выборах в органы местного самоуправления около 600 казаков Кубанского казачьего войска избраны депутатами и главами городских и сельских поселений.

В бытность атаманства Громова мы даже мечтать об этом не могли.

- Кстати, насчет Донбасса. Громов говорит, что нынешнее поколение казаков не готово к тому, чтобы формировать военные отряды. А в Донбассе воюют не казаки, а «какие-то добровольцы», поскольку сейчас не то время, когда казачье общество посылает куда-то своих людей для военных целей…

- Я могу сказать, что это ерунда. На защиту Крыма в феврале 2014 года мы выдвинулись именно решением казачьего общества, поставив власти перед фактом, в определенной степени навязав им свою волю. И в Донбасс мы ездили именно как представители казачьего общества, и сражаются там не «какие-то добровольцы», а самые настоящие казаки — лучшие сыны Кубани, Дона и Терека, а также других войск. Многие из них отдали жизнь за свободу народа Донбасса, за древние казачьи земли. И в свете этого слова Громова — подлость перед светлой памятью казаков, сложивших свои головы на поле брани. Назвать это по-другому я не могу.

Казаки не просто готовы к тому, чтобы формировать подразделения? Они их уже давно формируют, причем не только подразделения, но и соединения. Лучшим примером может быть созданная в Таманском отделе единственная в современном мире 1-я Таманская казачья дивизия территориальной обороны, казаки которой прекрасно показали себя во время Крымской весны и стихийных бедствий в Краснодарском крае.

Скажу, что во время своего атаманства Громов пытался запретить казакам военно-полевые сборы и вообще любую военную подготовку. Но в этом случае не «казачье общество посылало своих людей», а «посылали» самого Громова, и военная подготовка осуществлялась, несмотря на его запрет. Собственно, первые подразделения в Таманском отделе, ставшие потом основой для полков, бригад, а затем и дивизии, были сформированы тогда, несмотря на все протесты Громова.

- В своем интервью он указывает, что настоящие казаки, это те, кто может спеть, сплясать и порассуждать…

- Это он не о казаках говорит, а о цыганском театре «Ромэн», наверное. Настоящий казак — это прежде всего воин. Отважный, профессиональный, дисциплинированный и преданный своему Отечеству. Кроме того, это прекрасный работник. Ведь именно трудом казаков Кубань превратилась в житницу, в самую прекрасную жемчужину в короне Российской Империи. Казак — это семьянин, способный вырастить своих детей достойными людьми, настоящими христианами, патриотами и защитниками Отечества. И умение петь и плясать для всего этого не самое главное, Хотя, конечно, не повредит. Но Громов в своём интервью рисует образ бездельника-маргинала, плясуна и скомороха, способного только рассуждать, вроде деда Щукаря.

- В интервью отчетливо видно, что Громов во главу угла ставит казачью культуру, которая для него главным образом выражается в фольклоре, традиции и самосознание, и лишь потом военное служение…

- Как историк по образованию, и целый кандидат наук он должен был бы знать, что военное дело для казаков было приоритетным. Еще в Средневековье, когда монгольским нашествием были сметены многие государственные образования, казачьи общины в Диком поле выживали именно как воины, а не как плясуны. А позже, охраняя границы зарождающейся Российской Империи, не рассуждали, а с оружием в руках встречали набеги хищников. И создали Россию, по меткому выражению Льва Толстого, не как певцы и плясуны, а как непревзойденные бойцы и первопроходцы. Культура, традиции — все это производные от воинского служения казака, и служат воспитанию и укреплению его в этом делании.

Чрезмерная любовь Владимира Прокофьевича к вопросам культуры связана не только с тем, что он, несмотря на генеральские погоны, человек сугубо штатский и мирный. Дело в том, что, будучи чиновником до мозга костей, он категорически отвергал все, что могло не понравится начальству. А для того, чтобы в те времена растить из казаков воинов, патриотов, благословлять их на участие в защите интересов России и братских народов, нужно было иметь мужество, которым он, увы, не обладал и не обладает. На это способна только личность, которой он не является. Вот поэтому хоровое пение для него предпочтительнее. За него не спросят. Чтобы не случилось всегда можно «отмазаться»: «Да мы так, артисты-фольклористы. У нас и кинжалы то – бутафорские».

- Есть ли в его критике какой-то конструктив?

- Я его не вижу. Да и не критика это, а огульное обхаивание, замешенное на лжи. Вот он из интервью в интервью долдонит про нагайки, которыми казачьи патрули лупят всех налево и направо. Но это не правда. Нагайка не входит в экипировку казака-дружинника, и некто их не носит. Тут на выборах районного атамана не могли найти нагайку, чтобы по традиции стегануть избранного — не у кого не было. А вот во время атаманства Громова их носили очень многие: срабатывал комплекс неофита — люди копировали киношный образ казака. Так что пусть не выдумывает.

Он говорит, что нужно воспитывать казачьих детей? Так мы и открываем кадетские корпуса, которых сегодня семь, (при Громове был один) классы, тратим на это все силы. Но Громов говорит — нет, надо воспитывать в семьях. Но как, если, по его словам, настоящих казаков очень мало? Да и те пляшут и рассуждают, им некогда. Так кто же тогда воспитывать будет?

В казачестве сегодня много проблем и много недостатков, с которыми мы боремся. С Божьей помощью, успешно и с честью несём свой крест во Славу России и казачьего народа. Но Громов говорит не о них, он просто кричит: «Все пропало, ничего не получилось!», не аргументируя свои вопли ничем. Поскольку и аргументировать их нечем.

Я хорошо знаю Владимира Прокофьевича, много лет трудился с ним на благо казачьего народа. И мне очень жаль, что он оказался в стане врагов казачества,и топчет то, чему служил долгие годы. Или не служил, а только работал атаманом?

Он говорит, что все пошло не туда. Но ведь именно он создавал реестровое войсковое общество на Кубани, но при этом отказывается, от какой-либо личной ответственности. Если он считает, что казачьей идеи нет, что казачество дискредитировало себя, то тогда он должен признать, что прожил бессмысленную жизнь, даром ел народный хлеб и тратил народные деньги. Даже хуже — морочил голову людям, обманывал их. Он говорит, что никуда больше не идет. А раз так, если в нем есть представления о чести, пусть снимает, как незаслуженные, погоны и награды, отказывается от выплат за них, складывает с себя регалии. Вот тогда будет честно. В противном случае это все очень дурно пахнет.

Воспользовавшись случаем, обращусь к самому «герою» нашего обсуждения.

Владимир Прокофьевич, я как казак, стоявший с Вами в одном строю у истоков возрождения казачества Кубани, сожалею о том, что в своём интервью татарстанской газете (так как кубанские газеты Ваши интервью печатать не будут) Вы говорите о том, что Вам очень нравятся китайские поговорки. Хочу напомнить Вам, кандидату исторических наук, что у нас у самих, у казачьего народа огромное множество своих, а не китайских пословиц, притчей и поговорок.

В своём интервью Вы говорите о том, что казаки у Вас часто спрашивают: «Батька, а куда мы идём?».Лукавите, Владимир Прокофьевич, никакой Вы не «Батька», после того как переметнулись в ряды врагов казачьего народа, для казаков славного Кубанского казачьего войска Вы стали похлеще злого отчима.

Беседовал Борис Джерелиевский