«Не стоит на Пушилина спускать всех собак»
Олег Криворотов

«Не стоит на Пушилина спускать всех собак»

Александр Ходаковский о степени полномочий и реальных возможностях главы ДНР

В последнее время отмечается неприятная тенденция демонизации главы ДНР Дениса Пушилина. Оппозиционные интернет-паблики пестрят обвинениями в неэффективном руководстве, повлекшим за собой рост коммунальных тарифов, проукраинских тенденциях, возвращении украинских собственников на свои бывшие предприятия и вообще «сливе» интересов восставшего Донбасса.

Прокомментировать ситуацию АСД попросила создателя батальона «Восток», экс-главу совета безопасности ДНР Александра Ходаковского.

По его словам, кривотолки происходят от непонимания людьми реальных возможностей главы республики. Если абстрагироваться от его персональных данных, не подвергать оценке его биографию, а поговорить просто о функционале кресла главы как такового, то картина следующая – на сегодняшний день Денис Владимирович отвечает за озвучивание политического аспекта. Иными словами, он формирует в ДНР какой -то политический контекст.

-Насколько он в этом смысле самостоятельный, а насколько нет, тут даже нет смысла говорить. Потому что мы прекрасно понимаем степень нашей субъектности . Если мы все в целом не субъектны, то, конечно, не субъектен и он. И он вынужден быть исполнителем зачастую тех замыслов, которые ему предлагаются к озвучиванию. Однако у него есть некая степень самостоятельности в некоторых вопросах. Круг его полномочий мне сложно очертить, но с учетом его личных амбиций он старается быть не просто говорящей головой. Он старается быть главой государства и отстаивать какие-то принципиальные вопросы. Однако есть факторы, которые мешают ему в реализации тех или иных задач и замыслов.

По мнению Ходаковского, глава республики контролирует органы законодательной власти, в то время как органы исполнительной власти пользуются достаточной самостоятельностью, что порой приводит к неприятным противоречиям.

Наглядным примером, характеризующим вилку возможностей Пушилина, является процесс реализации исполнения распоряжения главы республики об освобождении от уплаты коммунальных платежей членов семьи погибшего ополченца или бойца НМ ДНР. Постановление подписано Пушилиным еще год назад и спущено в кабмин, который должен разработать механизм его реализации, найти необходимое финансирование и проч. И лишь недавно премьер-министр выдал постановление, подтверждающее указ главы республики. Получается, что кабинет Министров рассматривал целый год указ главы государства.

Конечно, можно делегировать Пушилину претензии по поводу того, что его указ не работает. Но если объективно рассмотреть вопрос, указ спущен на реализацию исполнительной системе, и по какой причине она его саботировала целый год, это уже второй вопрос. Иными словами, Пушилин издает закон, исполнительная власть его игнорирует, не принимает никаких действий, и деньги в течении года не выделяются.

Год этот указ саботировался. Год он не ратифицировался кабмином и если сейчас, например, мы попытаемся пошагово взять какого-либо человека из категории лиц, прописанных в законе, провести по инстанциям и посмотреть, как эти инстанции будут реагировать, то при отрицательном результате претензии нужно предъявлять не Пушилину, а кабмину и его руководителю – премьер-министру ДНР.

Конечно, возникает логичный вопрос о степени влияния главы республики на исполнительную власть. И это для Пушилина больной вопрос. По мнению Ходаковского, Пушилин не полностью контролирует исполнительную власть в республике, и это является его ахиллесовой пятой, потому что все отрицательные последствия, которые возникают в результате действий или бездействия органов исполнительной власти, прежде всего, обращены персонально на него. Потому что глава республики - лицо публичное, а Ананченко (премьер-министр ДНР - прим.) лицо не публичное. А о том, что сейчас исполнение конкретного указа Пушилина зависит от воли Ананченко, обыватель, как правило, не знает.

-На сегодняшний день сформировалась нездоровая ситуация, которая сама по себе не может быть прогрессивной. При таких взаимоотношениях между органами власти, я думаю, что никакого прогресса и конструктива не будет. Но при этом Пушилин как лицо публичное является мишенью, в которую будут лететь все стрелы. Все очень не просто, и углубляться в разговоры о том, как формировались те или иные центры силы, из кого они состоят и кто их патронирует, я не буду, но как факт я ситуацию обрисовал. Если этот пример экстраполировать на все остальное, то можно понять возможности Пушилина, ограничения его функционала, которые при каждой ситуации нужно понимать и разбираться.

Решение поднять тарифы также не принадлежит Пушилину, уверен Ходаковский. Законодательная власть исходит из запросов, которые формирует исполнительная. Главу поставили перед фактом, что система ЖКХ очень сильно изношена, и не хватает ресурсов, чтобы поддерживать ее в нормальном состоянии. Выхода два - или коммунальный коллапс, который может обернуться непоправимыми последствиями, или вы принимаете решение повысить тарифы. Пушилин взял на себя миссию озвучить непопулярное решение, тем самым снова вызвав шквал негативной критики.

Но вопрос распределения ресурсов, вопрос эффективности работы с экономикой - это прежде всего задача исполнительной власти. В Кабинет министров входят все отраслевые министры, отвечающие за направления обеспечения жизнедеятельности республики. А у Пушилина есть только Народный Совет.

-Я не хочу ни в коей мере принизить значение Пушилина. Хотя я довольно критично отношусь к деятельности Народного Совета , но в то же время я понимаю прекрасно, что их функционал ограничен. Нужно почаще задавать вопросы Кабинету министров, насколько они эффективно работают по тем или иным направлениям. И, может быть, премьер-министру стоило бы взять часть ответственности на себя. Чтобы количество претензий равномерно распределилось на них. Тогда можно говорить не о недоработках Пушилина, а о том, что правящая команда сейчас не справляется в целом с вызовами и теми задачами, которые возникают на сегодняшний день. А потом стоит разобраться, по каким причинам они не справляются, объективным или субъективным. Это был бы уже второй вопрос. Но на сегодняшний день Пушилин является подушечкой для булавок, и все эти булавки в него добросовестно колят. Поэтому не стоит на него спускать всех собак.

Также Ходаковский назвал информационным вбросом последнее заявление пресс-секретаря представителя Украины в трехсторонней контактной группе Дарки Олифер о имевших место предварительных договоренностях сторон в вопросе возвращения республиканских предприятий бывшим украинским собственникам.

-В этом нет ничего экстраординарного. Просто пиар-акция, которую вбрасывают, чтобы показать, дескать, вопросы интеграции с Украиной не стоят на месте, и происходит какое-то движение в этом направлении. Ведь ни для кого не секрет, что многие люди, сбежавшие на Украину, продолжают оставаться собственниками каких-то активов, которые им раньше принадлежали. Ведь в ДНР подверглись огосударствлению только самые крупные наполнители бюджета металлургической и угольной отраслей, а частный бизнес не подвергся форматированию.

По его мнению, все разговоры о том, что Донбасс «сливают», и минский формат есть ни что иное, как поступательная система реинтеграции ЛДНР в состав Украины, не имеют под собой оснований.

-Украина опасается внесения изменений в Конституцию по поводу особого статуса Донбасса. Это своеобразная форма федерализации Украины, то, чего от Украины добивались изначально. Это может породить цепную реакцию. Украина не унитарна по факту, но власть пытается ее сделать унитарной искусственным образом. Внутри украинского общества очень много непреодолимых противоречий между различными блоками. И минский формат в той или иной мере пытается их преодолеть. Закон «об особом статусе Донбасса» бьет в ту паутину, которая скрепляет эти противоречия. Поэтому есть очень большой шанс, что, признавая самостоятельность Донбасса как территории со своими собственными органами управления, со своим отдельным статусом во всех смыслах, мы создаем прецедент, и в какой-то обозримой перспективе и западные регионы Украины захотят самостоятельности.

Этих тенденций украинская власть очень боится, и если мы будем настаивать на реализации "минска" в той форме, в которой он был подписан, то мы либо достигаем прогресса, добившись изменения Украины, либо мы загоняем ситуацию в нереализуемое состояние.

Самый яркий маркер будет для нас, если мы увидим заявление со стороны России, что они готовы поступиться любой формой минских соглашений и готовы отказаться от пункта об особом статусе Донбасса в Конституции Украины. Тогда считайте, что все пропало. А так, пока что это все пустая болтовня,- считает Ходаковский.

Источник