Лужков придумал фальшивую машину времени
Виктор Чесноков

Лужков придумал фальшивую машину времени

Музей московского градоначальника поражает смешением натуры и откровенной подделки, аляповатостью и даже пошлостью

На День Города москвичи получили подарок - Президент РФ Владимир Путин торжественно открыл Большой дворец Царицынского парка. Но что в результате получила Москва и ее жители – воссозданный памятник архитектуры, или очередной памятник тщеславия ее властей?

Царицынский архитектурный ансамбль впечатляет своими размерами – на более чем 100 га территории парка в окружении десятка вспомогательных сооружений размещается Большой Дворец, состоящий из четырех частей – Парадного Дворца, Дворцов Павла I и Екатерины Великой, и Общего Дворца. По размаху царицынский ансамбль не уступает таким известным монаршим резиденциям, как Версаль, Петергоф или Павловск. Напомним, что первоначально построенная Василием Баженовым резиденция императрице Екатерине не понравилась. Ее снесли и поручили строительство Матвею Казакову, но на полдороги стройка была остановлена, т.к. и новым проектом коронованной особе угодить не удалось. До 80-х годов XIX в. дворец стоял, перекрытый железом, после же покрытие сняли, и в руинном состоянии он простоял аж до 2004 года, когда по неизвестной причине Министерство культуры РФ передало его в юрисдикцию московских властей, тем самым вдруг понизив статус объекта с федерального на субъектный. Московские власти рьяно взялись за дело. Откопав в архивах проект Казакова, по нему достроили верхнюю часть дворца и построили вспомогательные сооружения. Парк вокруг дворца подвергся перепланировке и очистке. На пруду соорудили фонтанный комплекс (а чем мы хуже Петергофа?), а рядом поставили памятник неудачливым проектировщикам Баженову и Казакову.

С точки зрения серьезных искусствоведов, а также законодательства об охране памятников, которое у нас пока что основано на научных представлениях, произошел акт вандализма. Подлинный памятник уничтожен - безвозвратно, непоправимо и, добавлю, триумфально. Всей академической России - историкам, искусствоведам, музейщикам - плюнули в лицо.Впрочем, вся эта академическая Россия представляет капитал, являющийся долей процента от того, который контролирует Юрий Михайлович Лужков, и потому с сегодняшних позиций может не учитываться. Кроме того, сердца москвичей - простых посетителей "Царицына" проникнуты чувством даже не удовлетворения, а ликующей благодарности к мэру, подарившему Москве такое чудо.

Когда так радикально расходишься с населением и властью в области, где ты специалист, надо переходить на позиции этнографа.Пора поведать о потрясающих обрядах, принятых у народа под именем "москвичи". Они сегодня, в 2007г., на полном серьезе построили императорскую резиденцию XVIII в. и считают ее музеем. К безумию они двигались постепенно. Сначала они по фотографиям построили копию храма Христа Спасителя. Это стерло разницу между фальшивкой и подлинной вещью, поскольку копия стала национальной святыней. Потом они снесли гостиницу "Москва" и строят ее заново, считая той же "Москвой". Разница между настоящим и прошлым в существенной мере утратилась, однако сохранялось еще требование, чтобы в прошлом было что-то, что они строят в настоящем. А вот теперь они построили новый дворец XVIII в., которого в XVIII в. не было, и теперь считают его там бывшим.Такие коллапсы в сознании проявляются не только в общем сумасшествии замысла, но и в конкретных чертах бытового идиотизма нового дворца XVIII в. Например, здесь есть Тронный зал, посвященный императрице Екатерине Великой, которую Юрий Лужков своей властью посмертно все ж таки прописал во дворце, несмотря на ее категорический прижизненный отказ. Зал двусветный, с золотыми коринфскими колоннами. Поскольку Матвей Казаков не предполагал во дворце двусветного Тронного зала, то пришлось сломать перекрытия между первым и вторым этажами. Но окна первого этажа оказались маленькими, а второго - большими, ровно против обыкновения. Так что зал расположен как бы перевернуто, и с нормальной точки зрения в нем нужно ходить по потолку, а статую Екатерины Великой вешать вверх ногами на манер люстры.

В ряде случаев лужковские мастера из "Моспроекта-2" (главным архитектором комплекса числится Михаил Посохин) явно спутали дворец XVIII века с другими старыми зданиями, которые они видели, но не помнят когда и где. Например, парадный вход во дворец выглядит как подъезд доходного дома XIX века с открытым лестничным колодцем. Главный зал на третьем этаже дворца решен как готический со стеклянным потолком и тягами-переплетами - образ, пришедший из архитектуры оранжерей, вокзалов и ресторанов того же XIX века. Только там была чугунная готика, а здесь дубовая, в стиле кабинетов английского особняка эпохи Вальтера Скотта, где, однако, никогда не встречались такие тяги и стеклянные потолки, потому что тогда не строили из чугуна. Появляется некоторое неосознанное новаторство, возникшее в силу утраты способности различать времена.

Помимо умения различать времена лужковские мастера лишились и способности различать подлинную вещь и фальшивку не в историческом только, а в самом бытовом смысле. Например, в анфиладе комнат большого дворца спокойно чередуются между собой дубовые и пластиковые порталы, выполненные по одному и тому же рисунку. Дубовые панели соседствуют с панелями из ДСП. Великолепные (в ценовой категории) паркеты соединяются со стенами, плохо выкрашенными демократичной зеленой и синей красками. Мраморные полы встречаются с пластиковыми плинтусами. Качественные зеркала - с зеркальной металлизированной пленкой, наклеенной на стекло - такие решения популярны, извините, в привокзальных туалетах.

Честно сказать, я не очень понимаю, как в этом помещении проводить выставки: любая подлинная вещь, попадая в него, начинает казаться китайской подделкой. Впрочем, это как-то никого не смущает. Сейчас в залах развернута выставка "Царские охоты". Головы оленей и кабанов, которые во дворцах XVIII в. было принято вешать на стены, там висят на щитах, сбитых из недорогого паркетного ламината в традициях кооперативной закусочной 90-х гг. В целом можно сказать, что в этом комплексе соединились три группы мастеров, соответствующие разным периодам «царствования» Юрия Михайловича. Во-первых, есть мощная струя из подземного комплекса на Манежной - струя дешевой кооперативной халтуры. Она особенно характерна для помещений буфета и ресторана и кажется непосредственно перекочевавшей из манежного фаст-фуда. Во-вторых, есть мастера по мрамору и дереву, которые подвизались на строительстве филиала Большого театра и Библиотеки МГУ на Воробьевых горах. Они сочетают в своей работе фантастически дорогие материалы и очень качественную их обработку с такой немудрящей беспомощностью рисунка, что даже как-то неловко становится. И, наконец, есть третья группа, перекочевавшая сюда с реконструкции Большого Кремлевского дворца. Эти феноменально золотят, что ни попадя, и создают образ самой пестренькой имперской государственности в истории.Все это вместе, в общем-то, естественное следствие того, что мнение специалистов игнорировали: в комплексе остро ощущается отсутствие хотя бы одного человека, который в принципе разбирается в том, как оно было во дворцах XVIII века. Лужков прямо сказал, когда получил "Царицыно", что вот у Москвы нет Эрмитажа, а теперь будет. Обидно: у них там, в Петербурге, сколько императорских резиденций, а у нас ни одной. Ну и построили, как могли.

Но в этом "как могли" есть два аспекта. Есть искусствоведческий, но есть и свойство времени, что ли. Когда приходишь в это "Царицыно", там сотни гектаров парка подстригают и причесывают тысячи работников, сотни мастеров чего-то спешно домазывают, дошлифовывают, натягивают люстры, чистят стекла, фонтаны поют. По аллеям скачут ученицы школы верховой езды, а еще чистят кареты и уж и саночки золоченые с лебедями завезли. В "лавках пасечников" уже какие-то лубочные бородачи конфетки-бараночки раскладывают, а научные сотрудники чучело медведя пылесосят к приезду господ, а фольклорные девки сапоги красные мерят.

Чем, спрошу я вас, чем это не XVIII век?Отчасти в "Царицыне" изобретена машина времени, позволяющая вернуться в любую точку прошлого, и навести там порядок. Но только отчасти. Вряд ли Юрий Михайлович смог бы все это так возродить, если бы мы в некотором смысле не жили все еще в том XVIII веке. Зачем говорить, что это музей? Назовем это дворцом Лужкова, широко открытым для публики.