Помощь с Востока

Доллар слаб как никогда. По крайней мере, по отношению к евро. В конце прошлой недели за один доллар давали 72 евроцента. И, судя по всему, предел падения не достигнут. Уверенность инвесторов в снижении ставки ФРС, рост цен на нефть из-за сокращения запасов бензина в США, очень плохие данные по американскому рынку труда и ураганы, приближающиеся к американскому побережью, обрушились на доллар практически одновременно и потянули его вниз. Инвесторы не выдержали такого потока негативной информации и стали продавать долларовые активы, сообщает еженедельник StartMoney.


Означает ли это, что, как только негативные известия схлынут, доллар начнет отыгрывать позиции? Совсем не обязательно. Гарвардский макроэкономист Кеннет Рогофф подозревает, что дело вовсе не в новостях. Просто Америке, которая давно жила не по средствам, пришла пора платить по счетам. Пока горизонт не был затянут тучами, огромный дефицит американской внешней торговли практически не беспокоил инвесторов, которые охотно вкладывались в американские активы. Сейчас же наступил момент ребалансировки: перестав служить тихой гаванью для инвесторов, которые сбрасывают доллары, Америка будет вынуждена сократить отрицательное сальдо внешнеторговых операций. До самого последнего времени американский импорт, по существу, финансировался всем остальным миром, включая Россию. Теперь, возможно, будет по-другому. А значит, слабый доллар - это надолго. И нет ничего фантастического в сценарии, при котором за него будут давать всего 50 евроцентов.


Вредно ли ослабление доллара для России? Вне всяких сомнений. Укрепление рубля в этом случае пойдет еще более быстрыми темпами, чем раньше, подрывая конкурентоспособность российских товаров. По итогам 2007 г. рубль может укрепиться больше чем на 8%, а глава экспертного управления администрации президента РФ Аркадий Дворкович называл именно этот уровень опасным для российской экономики. Резкое укрепление рубля невыгодно нашим сырьевым экспортерам, которые продают свой товар преимущественно за доллары, а основные издержки оплачивают в рублях.


Удешевление доллара могло бы оздоровить американскую экономику, увеличив конкурентоспособность американских товаров и поправив статистику внешней торговли. Но если сначала доллар стал снижаться из-за ухода инвесторов под напором дурных новостей, то теперь может начаться обратный процесс: инвесторы будут уходить из-за того, что доллар слаб и номинированные в нем активы теряют в цене. Раньше дефицит торгового баланса компенсировался притоком капитала. Теперь ослабевший доллар улучшит торговый баланс, но ударит по инвестициям из-за рубежа.


Как ни парадоксально, помощь может прийти оттуда, откуда ее никто в Америке не ждет. До сих пор Китай, имеющий огромное положительное сальдо в торговле с США, отвергал все требования Вашингтона укрепить юань и, снизив конкурентоспособность своего экспорта, ослабить давление на американских производителей. Китайцы даже грозились обрушить всю мощь своих громадных валютных резервов на американцев. Но теперь ситуация изменилась. Инвесторы верят, что доллар удастся удержать. Фьючерсы на Нью-Йоркской товарной бирже свидетельствуют, что игроки ждут сохранения курса на уровне $1,39-1,4 за 1 евро еще в течение года. Что дает им эту надежду? Возможно, поступившие данные о китайской инфляции в августе (6,5% в годовом выражении), которая стала рекордной за последние 11 лет. По мнению экономистов Morgan Stanley, это не отдельный всплеск. До конца года инфляция в Китае будет превышать 5%.


Как сообщает StartMoney, Народный банк Китая уже объявил о повышении ключевых ставок с целью сдержать инфляцию. Куин Вонг из гонконгского подразделения Morgan Stanley сомневается, что это поможет. Ведь главная причина роста цен в Китае - высокий спрос на продовольствие. За последние семь лет импорт продуктов питания в Китай удвоился. При этом китайцы стараются не допускать укрепления юаня к доллару, так что стоимость продовольственного импорта в юанях растет: в июле, по данным Morgan Stanley, на 18%. Цены на мясо в отдельных провинциях взлетели в полтора раза. Единственный способ замедлить инфляцию - позволить юаню укрепиться и удешевить таким образом импорт. Коммунистической партии Китая придется на это пойти. То, чего американцы уже несколько лет тщетно требуют от Китая, может быть сделано по доброй воле.