Разногласия ЕС и РФ не затрагивают экономическое сотрудничество

В отношениях между Россией и Евросоюзом достаточно проблем. У ЕС существует ряд претензий к Москве по поводу вступления в ВТО, Брюссель не согласен с позицией России в отношении Польши и бывших союзных республик, а также опасается, что Москва будет использовать экспорт углеводородов в качестве энергетического шантажа. Ряд министров стран - членов ЕС высказываются за ужесточение позиции в отношении Москвы. Однако глава представительства Еврокомиссии в России МАРК ФРАНКО уверен, что ЕС не планирует отступать от прежней добрососедской политики и заинтересован в РФ как в ключевом экономическом партнере.


В интервью РБК daily г-н Франко рассказал о своем видении путей диверсификации экспортных возможностей РФ, а также о компромиссах, на которые необходимо пойти России в целях преодоления кризиса в отношениях с ЕС.


- Господин Франко, какую роль играет Россия как экономический партнер для ЕС?


- Россия важна для Евросоюза так же, как и ЕС для Москвы. Евросоюз является самым значительным из всех партнеров РФ по торговле и инвестициям. Так, на ЕС приходится более 50% российского импорта и экспорта. Что касается инвестиций, это около 70%. Эти цифры во много раз превосходят показатели экономического сотрудничества РФ с другими партнерами, такими как США.


- Какой тип экспорта из России помимо углеводородов представляет интерес для ЕС?


- Конечно, сейчас российский экспорт большей частью сконцентрирован в энергетической и сырьевой сферах. Есть, конечно, подвижки к диверсификации экспорта, но это слишком медленный процесс. Необходимо, чтобы Россия по максимуму использовала свои энергоресурсы и отдачу от экспорта углеводородов. Затем реинвестировала в другие секторы с тем, чтобы расширить промышленную базу и диверсифицировать экспортные возможности, в частности, в сферах транспорта, машиностроения, технологий и т.п.


- Полагаете ли вы, что динамика торговых отношений ЕС-РФ может в перспективе замедлиться?


- Достаточно взглянуть на показатели за последние годы, которые свидетельствуют о наращивании сотрудничества как в области торговли, так и в сфере инвестиций: объем инвестиций в период с 2005 по 2006 гг. удвоился. Что касается торговли, импорт европейской продукции в Россию увеличивается в среднем на 45% в год, однако рост экспорта показывает более слабую динамику. Тем не менее активное торговое сальдо России немного уменьшилось за последнее время.


- Существуют ли какие-либо проблемы политического характера, которые могут негативно повлиять на экономическое сотрудничество двух стран?


- Политические разногласия, которые имеются между ЕС и РФ, никак не затрагивают экономическое сотрудничество. Мы выступаем за наращивание инвестиций и торгового оборота.


- А как же заявления Польши о том, что она может заблокировать прием России в ВТО, если не будет разрешен ввоз на территорию РФ польского мяса? (В мае этого года об этом заявил Лех Качиньский.)


- Я не знаю, что заявила Польша. Однако позиция Евросоюза не менялась. ЕС одобряет вступление России в ВТО и поддерживает любую инициативу России в этом направлении.


- Несмотря на позицию одной из стран — членов ЕС?


- В этой области одна страна может иметь другое мнение. Помимо этой страны существуют еще 26 членов. Тем более я не думаю, что это официальная позиция Польши на сегодняшний день.


- Полагаете, России действительно необходимо присоединяться к ВТО?


- Конечно. Несмотря на противоположное мнение, которое бытует в России. Во-первых, РФ — большая страна, крупный международный игрок. ВТО- единственная международная организация, в которую РФ не входит, и самая важная международная организация, так как ВТО определяет правила игры на мировом рынке, поэтому вступление в нее позволит России участвовать в определении этих правил. Это аномалия, что такое крупное государство, как РФ, не является членом организации. Во-вторых, членство в ВТО стабилизирует экономику в стране, будет стимулировать приток инвестиций в Россию. В первую очередь это касается отраслей, которые имеют экспорт­ный потенциал, но еще недостаточно развиты, помимо энергетического и сырьевых секторов. То есть вступление в ВТО будет способствовать притоку капитала, диверсификации экспортных возможностей.


- Назовите, пожалуйста, ключевые проблемы между ЕС и Россией на сегодняшний день.


- Это обязательства, взятые Россией на себя для вступления в ВТО, которые не выполняются. В 2004 году Паскаль Лами - член Европейской комиссии, отвечающий за торговлю, и российский министр Герман Греф пришли к договоренностях по поводу международных стандартов. Это проблема экспортных пошлин на древесину и дискриминации в области железнодорожных тарифов. И конечно же, проблема экспорта польского мяса в Россию.


- Как вы полагаете, кто неправильно себя повел в мясном конфликте, Польша или Россия?


- Изначально были проблемы с польским мясом. Я говорю о ситуации, которая сложилась более полутора лет назад. Польша приняла все необходимые меры, была учреждена специальная комиссия, которая постановила, что положение улучшилось. Конечно, некоторые проблемы еще остаются нерешенными. Однако это не оправдывает того, что РФ до сих пор не отменила эмбарго.


- Если говорить об энергетической отрасли, наиболее тесно связывающей РФ и Европу, на ваш взгляд, должна ли Россия ратифицировать Энергетическую хартию?


- Я считаю, что РФ стоило бы ратифицировать ее, так как она ее уже подписала (РФ не подписала транзитный протокол к хартии). Президент России Владимир Путин всегда говорил, что принимает принципы хартии. На наш взгляд, ратификация хартии- один из основных элементов углубления отношений между Россией и ЕС.


- Как можно определить термин «энергетический шантаж» и применим ли он к России?


- Это опасность использования экспорта энергоносителей в рамках внешней политики. На Западе все знают, что Россия была и остается надежным поставщиком. Однако были и такие случаи, когда РФ перекрывала энергетический экспорт из-за разногласий. Мы считаем, что существуют иные способы разрешения подобных проблем. Совсем не обязательно поступать так, как Россия, прибегать к подобным мерам. На сегодняшний день мы готовы продолжать диалог как с Россией, так и с транзитными странами-партнерами.


- А как понимать заявления официальных лиц ЕС о том, что следует ужесточить позицию в отношении России?


- Существует ряд стран в Евросоюзе, которые выступают за жесткую позицию в отношении РФ, другие- за более гибкую. Однако ЕС в общем и целом не изменил своих позиций и будет продолжать вести диалог с РФ и искать компромисс в спорных вопросах. Заявление одного или двух официальных лиц в ЕС не меняет глобальным образом политику блока. В отношении России мы проводим стабильную и последовательную линию.


- Как вы думаете, новоизбранный президент Франции Николя Саркози сможет повлиять на политику ЕС в целом и на отношения между Брюсселем и Москвой в частности?


- Я не в курсе глубоких мыслей г-на Саркози в отношении России. Он один из лидеров 27 стран-членов ЕС. Однако тот факт, что Николя Саркози отправил в Россию министра иностранных и европейских дел Франции Бернара Кушнера, чтобы поделиться с РФ позицией Франции в отношении международной и европейской политики, говорит о большом интересе к РФ.