Тадеуш Костюшко – из палачей в герои
Олег Горностаев

Тадеуш Костюшко – из палачей в герои

Официальные белорусские историки продемонстрировали мастерство идеологического переодевания. 13 августа Академия наук Белоруссии в ответ на письменную просьбу национально озабоченного гражданина назвать одну из улиц Минска именем польского повстанца Тадеуша Костюшко сообщила, что Костюшко герой для Польши и США, но не для Белоруссии.

Но на днях Академия наук заговорила по-другому: Костюшко – национальный герой Польши, США и Белоруссии, а предыдущий ответ был написан некорректно.

Понятно, что академики получили по шапке сверху и тут же поменяли своё мнение. Это поднимает вопрос об идеологическом состоянии белорусской политической элиты, которая не прочь слепить из русофоба-оккупанта национального героя, лишь бы вопреки белорусско-российской дружбе.

Тадеуш Костюшко был предводителем польского восстания 1794 г. Грубо искажая факты в угоду текущей политической конъюнктуре, белорусские националисты и крышующие их белорусские политики заявляют, будто повстанцы боролись за свободу Белоруссии! Какая наглая ложь! Имеется достаточно исторических документов, доказывающих, что восстание Костюшко было попыткой поляков возродить Речь Посполитую «от можа до можа» с порабощением православных народов – малорусов и белорусов.

Программные тексты повстанцев буквально пропитаны были польским духом. Сам Костюшко называл мятежные шайки войсками Республики Польской. В конституции, которую состряпали мятежники, говорилось о Речи Посполитой Польской, и никакой Белоруссии не упоминалось. Так какая же это борьба за независимость Белоруссии?

То, что Костюшко родился в Брестской области, не делает его белорусом. Если бы ты, дорогой читатель, родился на Мадагаскаре, был бы ты мадагаскарцем? И если использовать факт рождения на белорусской земле как доказательство принадлежности к белорусскому народу, почему бы руководству Белоруссии не вспомнить, что на территории республики родился казачий генерал К.К. Мамонтов и белогвардейский генерал Н.Н. Юденич и много других видных деятелей. Почему же не ставятся памятники Мамонтову, Юденичу? Почему в Белоруссии есть музей-усадьба Костюшко, а музея Мамонтова и Юденича нет?

Всё потому, что в Минске очень боятся потерять свою мелочную власть. Их устраивает состояние Удельной Руси XIII в., когда в каждом посаде у нас сидел свой князь и ни с кем объединяться не хотел из эгоистических соображений. Александр Лукашенко, судя по всему, хочет оставить белорусский удел своему младшему сыну Коле, а чрезмерная дружба с Россией и акцент на общем происхождении и общей истории белорусов и россиян может укрепить дружбу двух народов вплоть до воссоединения. И как тогда Коле быть первым на деревне? Придётся быть вторым в Риме, а это не то, чего хочет его отец.

Костюшко ратовал за монолитную и моноэтничную Речь Посполитую. Это значит, хотел ликвидировать федеративный её характер, который она обрела при обьединении Польши с Великим княжеством Литовским (ВКЛ) в 1596 г. Белоруссия, Малороссия, Литва были на момент объединения в составе ВКЛ, но поляки их считали своими землями. Унитарная Речь Посполитая должна быть населена одним народом – поляками. Все остальные народы подлежали полонизации и окатоличиванию. Вот какие цели ставил перед собой Костюшко.

Убийства крестьян и православных священников, уничтожение храмов, рекрутские наборы несчастных селян в польские банды под угрозой казни – вот что творил Костюшко и его подчинённые. Польские историки много пишут о том, что в рядах поляков было немало белорусских крестьян, но не пишут, что их туда загоняли силой. Однажды такие крестьяне атаковали подразделение генерала Тормасова под Раславицами. Не по собственному желанию, а подгоняемые польским заградотрядом в количестве четырёх рот.

Польские банды были разбиты войсками Суворова. Костюшко наш царь пощадил, дал денег и отправил восвояси. Но злопамятный бандит не расстался со своей русофобией. Вскоре он предложит свои дешёвые услуги Наполеону, но с условием – французы помогут создать Речь Посполитую от Риги до Одессы! Наполеон не согласился, назвав Костюшко дураком.

Для поляков Костюшко, может, и герой, как и для американцев, потому что воевал в войне за независимость США. Для белорусов он – кровожадный палач, погрузивший страну в водоворот казней и расправ. Места в пантеоне белорусских героев ему нет!