Суверенитет над Курилами вновь под вопросом
Дмитрий Цыбаков

Суверенитет над Курилами вновь под вопросом

Российский МИД сомневается в территориальной целостности России

На фоне снижения градуса напряженности вокруг принадлежности Южных Курил -), МИД Российской Федерации неожиданно преподнес очередной сюрприз гражданам своей страны. И министр Сергей Лавров, и официальный представитель внешнеполитического ведомства Мария Захарова синхронно, в один день — 15 августа, с разницей в четыре часа, вновь озвучили готовность уступить Японии порядка двадцати островов Малой Курильской гряды — крупного острова Фигурный (Шикотан) и гряды Плоских островов (Хабомаи). Для этого, по их словам, восточный сосед обязан всего на всего признать итоги Второй Мировой войны. Пустая формальность, пойди на нее японцы, вновь ставит под вопрос территориальную целостность России.

Очевидно, что напоминание о признании итогов японской безоговорочной капитуляции 2 августа 1945 года потребовалось для того, чтобы Токио в дальнейшем не требовал от российского руководства еще и компенсаций за якобы имевшую место "оккупацию" советского периода.

МИДовские чины словно бы позабыли о буре возмущения, которая поднялась в российском обществе начиная с ноября 2018 г. Тогда тот же С. Лавров в интервью "Радио-Комсомольская Правда" как о решенном деле оповестил оторопевших сограждан о готовности наших властей выполнить условия советско-японской декларации 1956 г. На нее же ссылался и пресс-секретарь президента России Д. Песков, запустив в медийное пространство ставшим крылатым выражение "автоматической передачи островов не будет", которое и вызвало бурю в социальных сетях и региональном парламенте Сахалинской области, вывело на площади тысячи протестующих.

Самыми заметными стали митинги в Южно-Сахалинске и на Суворовской площади в Москве. Видные ученые и эксперты по полочкам разложили необоснованность японских посягательств на курильский форпост России, а также указали на неправомерность положений Декларации 1956 г. даже с точки зрения действовавшего на то время советского законодательства. И это не говоря уже о положениях ныне действующей Конституции, которая не дозволяет исполнять заключенные СССР соглашения и договоры, если они противоречат ныне действующему конституционному порядку.

Дальнейшая эскалация общественного протеста была предотвращена фактическим отказом российской стороны от форсирования вопроса о принадлежности Курил на тянущихся не первый год переговорах с японцами. И вот со стороны МИДа в общество вброшен новый провокационный раздражитель.

Укажем, что заявления Лаврова входят в очевидное противоречие как с позицией и.о. губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко, так и с коллегой министра иностранных дел по Совету Безопасности России специального представителя президента России Сергея Иванова, которые открыто провозгласили незыблемость российского суверенитета над всеми Южными Курилами во время череды взаимных российско-японских информационных уколов в январе сего года. Добавим сюда и поступивший тогда же в Государственную Думу законопроект, запрещающий ставить вопрос о территориальной целостности Курил.

Сейчас трудно судить, чем именно руководствовались мидовские чины, противопоставляя себя общественному мнению народа России — известно, что опросы социологов зимой 2019 года подтвердили безоговорочную патриотическую позицию жителей Малой Курильской гряды. Теперь у них неизбежно возникнут и новые вопросы по этому поводу в преддверии выборов губернатора Сахалинской области в сентябре нынешнего года.

В случае же продолжения линии МИДа на капитуляцию в вопросе принадлежности Южных Курил действующая власть оказывается перед перспективой утраты следов своей легитимности и в глазах национал-патриотического лагеря, пока что достаточно отстраненно воспринимающих майданные игрища в столице нашей страны.