Украина и Польша надеются на нефть Азербайджана

Президенты Украины, Польши, Литвы, Грузии и Азербайджана встретятся 10-11 октября в Вильнюсе, чтобы в очередной раз обсудить проект продления нефтепровода Одесса-Броды до Плоцка и Гданьска. Участие Азербайджана в саммите преподносится как гарантия заполнения трубы нефтью. Вместе с тем у Баку явно недостаточно «черного золота», чтобы справиться с предлагаемой задачей, подчеркивают эксперты.



Нефтепровод Одесса-Броды, проходящий по территории Украины, построен в 2001 г., его мощность составляет 9 млн т нефти в год. Продление трубопровода до польских городов Плоцка и Гданьска, по мнению сторонников проекта, позволило бы поставлять в Восточную Европу нефть из Каспийского региона, минуя Россию. В 2004 г. в целях достройки трубопровода нефтетранспортные компании «Укртранснафта» и PERN Przyjazn (Польша) создали совместное предприятие «Сарматия». В настоящее время существующий участок трубопровода используется в режиме реверса: нефть прокачивается из Брод в Одессу, а затем грузится в танкеры, сообщает РБК daily.



Предыдущий энергетический саммит глав Украины, Польши, Литвы, Грузии и Азербайджана прошел в мае этого года в Кракове (Польша). На саммит был приглашен и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, однако он предпочел поездке в Польшу встречу с президентами России и Туркмении. Хотя г-н Назарбаев все же отправил в Краков своего представителя, польские и украинские эксперты тогда единодушно признали бесполезность того саммита.



Впрочем, Киев, Варшава, Вильнюс и их союзники из Закавказья всячески демонстрируют серьезность своих намерений достроить трубопровод Одесса-Броды. Как отмечает эксперт Киевского института экономических исследований и политических консультаций Олег Крикавский, на Украине ни одна из политических сил не выступает против данного проекта, поскольку, с их точки зрения, он отвечает национальным интересам страны.



После краковского саммита президентов состоялось еще несколько встреч на уровне министерств энергетики и государственных нефтяных компаний пяти стран. В итоге литовская AB Klaipedos nafta, грузинская GOGC и азербайджанская ГНКАР получили предложение войти в состав украинско-польского СП «Сарматия». Именно расширение СП станет одним из основных вопросов предстоящего саммита в Вильнюсе. В конце прошлой недели азербайджанское информационное агентство «Тренд» со ссылкой на министра промышленности и энергетики Азербайджана Натика Алиева сообщило, что ГНКАР готово стать акционером СП.



Между тем объемы добычи ГНКАР не позволяют рассчитывать на заполнение нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск за счет ее ресурсов. Согласно официальной статистике, в январе-сентябре 2007 г. ГНКАР (с учетом операционных компаний и совместных предприятий) добыла только 6,6 млн т нефти, что, кстати, на 1,8% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. Таким образом, чтобы заполнить украинско-польский нефтепровод, ГНКАР пришлось бы направить по этому маршруту чуть ли не всю свою нефть. Между тем сейчас азербайджанское «черное золото» уходит в трубопроводы Каспийского региона, напоминают эксперты. Заметим, что и сам президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе саммита в Кракове признавал, что пока не может гарантировать поставки нефти в трубу Одесса-Броды.



Как сообщает РБК daily, Азербайджан уже приглашен войти в состав акционеров компании, которая создана для управления проектом Nabucco. Баку пока не дал официального ответа. По словам министра промышленности и энергетики зербайджана Натика Алиева, страна может поставлять в Европу по Nabucco около 12 млрд куб. м газа ежегодно.



Казахстан мог бы выручить своей нефтью Киев и Варшаву, но более предпочтительными для него партнерами останутся Россия и Китай, уверен генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Кроме того, хотя поддержку проекту высказывали и Европа, и США, до конца неясно, кто будет финансировать строительство трубопровода, подчеркивает эксперт.