В лесах под Тверью нашли модель будущей России
Владимир Сухомлин

В лесах под Тверью нашли модель будущей России

В эпоху построения постиндустриального (информационного) общества всеобщая информационная или электронная грамотность населения и, в первую очередь подрастающего поколения, играют определяющую роль в развитии государства и социума.

Не менее важным аспектом является развитие личностных качеств и жизненных ориентиров молодежи, соответствующих велению времени и новым ценностям формируемого информационного общества, называемого часто обществом знаний. Как известно, кего характерными чертам относятся переориентация экономики на человека и его развитие, повышение значимости знаний в виде информационных ресурсов общего пользования как основы социально-экономической жизни людей, доминирование интеллектуальных технологий, реорганизация культурной и нравственной сферы с позиций ценностей производства и производителя знаний, приоритетность науки и образования в жизни социума, ведущая роль технологий электронного обучения и управления знаниями в развитии интеллектуального потенциала общества, необходимость непрерывного обучения на протяжении всей жизни и т.д.

Именно быстрое течение мирового прогресса в направлении построения общества знаний и виртуального мира, делают чрезвычайно важной, можно сказать, стратегически важной задачу адаптации подрастающего поколения к электронному миру.

При отсутствии целевой государственной программы, ориентированной на адаптацию молодежи к информационному обществу, большую ценность приобретают инициативные проекты такой направленности. Наиболее ярким из них безусловно является проект тверских новаторов школьного образования и воспитания, названный «Страна КОМПЬЮТЕРиЯ».

Где же находится такая страна, кто ее придумал и по каким законам она живет? Спряталась страна КОМПЬЮТЕРиЯ в лесах Тверской губернии, в 20-ти верстах от Твери, на берегу живописной реки Тверца, недалеко от села Медное. Придумала и обустроила эту страну команда Алексея Андреева - выпускника московского физико-технического института, а ныне известного в ИТ-бизнесе человека, прежде всего, как руководителя компании «Андреев и софт». Более точно, данный проект воплощается в жизнь негосударственным учреждением дополнительного образования детей (НУДОД) «Учебный центр КОМПЬЮТЕРиЯ» (так называется Учебный центр фирмы «Андреев и софт»).

С 2003 г. Учебный центр получил возможность осуществлять образовательный процесс и во время каникул. На загородной базе, получившей название «КОМПЬЮТЕРиЯ», были оборудованы классы для изучения информационных технологий. Так начался отсчет в жизни нового социального образования - страны КОМПЬЮТЕРиЯ.

Чтобы детям, приехавшим на отдых, было интересно и познавательно, а их обучение было занимательным и эффективным, и была придумана концепция сюжетно-ролевой игры «Страна КОМПЬЮТЕРиЯ». Авторами этой концепции являлись - Андреев А.А., Харьков Л.Ю., Могилевская С.З., Уткина Т.Е., Филиппова О.В., Товарова О.А., Веселова М.П. По сюжету игры все дети в лагере становятся гражданами демократического, информационного общества, включающего собственную систему самоуправления, набор городов также с элементами самоуправления, развитую информационную инфраструктуру. Причем умение пользоваться компьютером в этом обществе является важным условием бытия. Такой подход сочетает в себе игровой характер среды, в которую погружается ребенок, с интенсивной системой многоцелевого познавательного и воспитательного воздействия на психику ребенка. Каждый житель сказочной страны познает социально-политическое устройство современного общества, принимая активное участие в его функционировании, познает систему ценностей общества знаний, включается в процессы обучения информационным технологиям, развития творческих способностей и полезных прикладных умений, познает азы экономических законов и предпринимательской деятельности. Не забыты в стране и принципы здорового образа жизни - значительное внимание уделяется занятию спортом и укреплению здоровья.

В состав педагогического персонала страны КОМПЬЮТЕРиЯ входят профессиональные психологи, изучающие поведение жителей страны и помогающие ребятам найти свое достойное место в стране знаний, выбрать лучшую траекторию для своего развития, карьерного роста и даже организации собственного предпринимательского дела.

Сама Программа смены в стране КОМПЬЮТЕРиЯ построена необычным образом. Она состоит из двух частей. Одна часть обязательная. Она оплачивается родителями в рублях при покупке путевки. Другая - дополнительная. Она оплачивается самими детьми в местной валюте (в битах) на деньги, которые дети сами заработали, работая в различных кружках и хобби-мастерских. Примерами таких дополнительных мероприятий могут быть дополнительный костер, дополнительная дискотека или экскурсия, спортивная или интеллектуальная игра и пр. При этом коллективные мероприятия выбираются на основе консенсуса в некотором социальном пространстве, например, в рамках города посредством электронного голосования.

В сюжетно-ролевую игру дети включаются, начиная с самого первого дня смены. Они принимают участие в выборах Парламента страны и мэра, выбирают для себя роли и профессии. Им предоставляется возможность стать государственными служащими, предпринимателями, наемными работниками, непосредственными участниками и организаторами жизни в стране.

Главным средством массовой информации и коммуникации в стране КОМПЬЮТЕРиЯ является электронная доска объявлений, с помощью которой граждане страны оперативно получают информацию о происходящихв стране событиях. Голосования по различным вопросам организации жизни также проводятся с помощью компьютерной сети – например, обсуждение программы следующего дня - часть мероприятий в распорядке дня являются обязательными, а другая часть может быть выбрана из предлагаемого списка на основе электронного голосования. Сам список дополнительных мероприятий может пополняться по желанию детей. Вообще, СМИ в стране КОМПЬЮТЕРиЯ хорошо развиты и являются независимыми. Они представлены не только центральным сайтом, а также стенной печатью, регулярно издающимся журналом, радио и телевидением, в том числе интерактивным, в том числе, с SMS-голосованием. Все граждане страны имеют доступ к сети Интернет. Для развития творческих способностей и прикладных умений детей в стране организуется множество различных хобби-мастерских, руководят которыми настоящие мастера своего дела или профи. Это, как правило, технические специалисты, преподаватели вузов, профессиональные художники, поэты, дизайнеры. В смене проводятся дни самоуправления, в ходе которых все технические и часть педагогических должностей могут занимать дети-«дублеры».

В целом, оценивая результаты реализации данного проекта, без сомнения можно утверждать, что они являются весьма и весьма значимыми. Во-первых отработаны перспективная концепция и комплексная образовательно-воспитательная технология, направленная на адаптацию детей к современному электронному миру, гармоничное развитие их человеческого потенциала. Во-вторых, создана чрезвычайно ценная экспериментальная площадка с развитой информационной инфраструктурой для отработки новых педагогических и информационных технологий, направленных на развитие детского компьютерного творчества, интеллектуального потенциала подрастающего поколения. В частности, эффективность страны КОМПЬЮТЕРиЯ в качестве экспериментальной площадки для отработки новых педагогических и информационных технологий в полней мере подтвердили последние три смены, когда при поддержке компании ЛОМОНД в компьютерных классах лагеря командой будущих педагогов из Тульского госпедуниверситета (под руководством доцента А. Якушина и при некотором участии автора) был развернут процесс по внедрению и отработке новых кружков для развития детского компьютерного творчества. В результате этой работы были получены решения, готовые к самому широкому распространению в школах страны.

В заключение следует сказать, что высокий уровень апробации подхода, реализованного в образовательно-воспитательной и оздоровительной программе детского отдыха на базе лагеря КОМПЬЮТЕРиЯ, эффективность и социальная значимость этого проекта, обусловливают актуальность его популяризации и распространения для сферы организации детского досуга в масштабах всей страны. Вся детская Россия должна стать страной КОМПЬЮТЕРиЯ! Кстати, почему только детская Россия? Социальная модель страны КОМПЬЮТЕРиЯ вполне могла бы стать прообразом будущей России. Вот, если бы на одну смену в этой стране собрать представителей высшей российской власти. Может и они бы это поняли.