Как меняется заемщик МФО
Отдел информации

Как меняется заемщик МФО

В ходе исследования характеристик типичных клиентов МФО, проведённых онлайн проектом «Займер», был выявлен ряд интересных тенденций. Так, было выявлено, что в сфере микрофинансирования, с его продуктами типа «беспроцентных займов» все большую популярность приобретает сегмент «Installments» - по типу близкий к банковским потребительским кредитам. По расчетам аналитиков на конец этого года его объем приблизится к 55% всего рынка микрозаймов, а в следующем году достигнет 70%.

Другая тенденция - клиенты все более благосклонно рассматривают получение займов дистанционно, оформляемых в режиме онлайн. Предполагается, что в следующем году до 40% микрокредитов будут предоставлены клиентам в такой форме. Особенно дистанционные услуги будут распространены в сегментах средне- и долгосрочного микрофинансирования.

Распространение все более долгосрочных займов, выдаваемых через интернет и близких по характеристикам к банковским кредитам будет проецировать и изменения в характеристиках клиентов МФО. Новые клиенты будут более склонны к крупным займами и к долгосрочному планированию.

В частности, предполагается, что к услугам МФО станут более часто прибегать клиенты среднего возраста (25-40 лет), чья доля вырастет до 65% с сегодняшних 50%, а вот число молодых клиентов, напротив, уменьшится.

По прогнозам новые клиенты будут обладать «белой» зарплатой и официальной работой, и в целом будут более обеспечены, чем сегодняшние типовые клиенты. Их доля в составе клиентов МФО будет доходить до 90%, что будет на 13% больше, чем в этом году.

Увеличится и число женщин, которые прибегают к услугам МФО. Сейчас их доля в составе клиентов МФО составляет 40%, а по прогнозу вырастет до 55%. Это связано с тем, что более «длинные» доступные деньги от МФО привлекут внимание женщин и будут использоваться ими для совершения более крупных покупок, которые сейчас оплачиваются с помощью банковских кредитов. Распространение Installments-займов будет ускорять этот процесс. Сейчас же к услугам МФО прибегают, в основном, мужчины, использующие микрозаймы для покрытия разрывов семейного бюджета.

В целом, по результатам исследования, можно сделать следующие выводы по клиентам МФО:

  • увеличится доля женщин;
  • снизится число молодых заемщиков и станет больше клиентов среднего возраста;
  • возрастет доля обеспеченных клиентов с официальным трудоустройством.

Все это станет результатом долгосрочного тренда по увеличению доля микрозаймов типа Installments, которые немногим отличаются от потребительских банковских кредитов.