Иран и Венесуэла создают нефтяную корпорацию

На прошлой неделе стало известно, что Иран и Венесуэла уже к концу года могут создать совместную нефтяную корпорацию Venezuelan-Iranian Oil and Gas Co (VENIROGC). Как сообщает РБК daily, планы Тегерана и Каракаса достаточно амбициозны — совместное предприятие, по задумке создателей, должно будет на равных конкурировать с такими акулами нефтяного бизнеса, как Royal Dutch Shell, Chevron и Eni.

Глава венесуэльского филиала иранской государственной компании Petro­pars Ltd Мохаммед Али Талеби заявил в интервью агентству Bloomberg, что VENIROGC будет зарегистрирована в одной из европейских стран (предположительно, в Испании или Нидерландах) чтобы санкции, введенные против Ирана, не затронули молодую корпорацию. Центральный офис планируется разместить на Британских Виргинских островах. «Это еще младенец, о котором необходимо тщательно заботиться… Мы планируем осуществлять все международные операции, связанные с нефтью, от ее добычи до строительства автозаправочных станций», — добавил г-н Талеби.

По 50% акций VENIROGC будет принадлежать государственной венесуэльской компании Petroleos de Venezuela SA и иранской Petropars. По словам г-на Талеби, только на разведку и нефтедобычу Тегеран и Каракас намерены выделить по меньшей мере 1 млрд долларов.

К созданию совместной нефтяной компании Иран и Венесуэла шли не один год. «Иран давно вынашивал планы создания в нефтегазовой отрасли коалиции из государств, которые были бы самостоятельны и не следовали бы в фарватере экономической политики США. Тегеран уже предлагал создать газовую ОПЕК, но тогда Россия, у которой были свои резоны, не приняла предложение», — говорит директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.

Сотрудничество же между Ираном и Венесуэлой началось с осуждения политики, проводимой США на международной арене. «В качестве президента Уго Чавес шесть раз побывал в Иране. Но если сначала между странами было только политическое сотрудничество, то уже года через три-четыре можно будет наблюдать и экономическое», — сказал в беседе с РБК daily заместитель директора Института Латинской Америки РАН Вадим Таперман. Впрочем, по его словам, как это зачастую бывает, сроки подписания соглашения о создании компании могут быть перенесены на год-полтора, а реальные объемы добычи — оказаться меньше заявленных.

Иран занимает четвертую строчку по объемам экспорта нефти в мире, а Венесуэла — пятую, совокупно на оба государства приходится 9% мировой добычи «черного золота». Компания VENIROGC будет полностью ориентирована на внешнюю экспансию. Расширить географию добычи и переработки нефти Иран и Венесуэла намерены в основном за счет подписания соглашений со странами Латинской Америки. «Во-первых, это Боливия, в которой созданы жесткие условия для иностранных компаний, так что новый капитал в страну не идет. Далее - Эквадор, президент которого называет себя сторонником Чавеса, а также Никарагуа и Куба», — говорит г-н Таперман.

Впрочем, Раджаб Сафаров уверен, что более перспективным регионом для экспансии могут стать страны Ближнего и Среднего Востока. «Когда появляется новый ресурс, способный вести разведку и добычу полезных ресурсов, готовый инвестировать миллиарды долларов, мало кто отказывается от такого лакомого куска. Более того, у любой страны появляется больше места для маневров», — говорит г-н Сафаров. Эксперт полагает, что создание совместной ирано-венесуэльской нефтяной корпорации станет лишь первым шагом к созданию в перспективе серии аналогичных компаний с участием нескольких государств, в том числе и России.