Возвращение блудного президента

Зимний сезон 2007-2008 не только в России окрашен в яркие предвыборные тона. В солнечной Армении в феврале наступает пора пожинать плоды народной любви: грядут выборы президента республики.

Основным фаворитом является Серж Саркисян, премьер-министр действующего правительства и преемник сегодняшнего президента Роберта Кочаряна. Кампания обещала быть скучной, пока не появился на армянском политическом небосклоне, упавший было с него в 1998 году экс-президент Левон Тер-Петросян. В то время Тер-Петросян был вынужден досрочно сложить с себя полномочия под давлением элиты и народа, сплотившихся в нелюбви к президенту. Дело в том, что Тер-Петросян, помимо традиционно высокой для Кавказа взяткоемкости своей политической системы, был готов пойти на серьезные уступки Азербайджану в вопросе Нагорного Карабаха.

Несмотря на отсутствие серьезных происшествий, Карабах все еще остается зоной конфликта и вызывает массу вопросов. Недавно президент Азербайджана Ильхам Алиев высказался в том смысле, что его страна находится в состоянии войны и должна быть готова к боевым действиям. Неприкрытая угроза, прозвучавшая в этом заявлении, только расшатала и без того нестабильную ситуацию в регионе.

Тер-Петросян, выскочивший из забвения, как черт из табакерки, принялся за поругание властей. Сначала прозвучало обвинение в коррупции и потакании монополистам. Правительство любой страны на территории бывшего СССР, думается, регулярно слышит в свой адрес подобные воззвания. На митинге 26 октября, когда Тер-Петросян озвучил свое намерение баллотироваться в президенты, он выдвинул обвинения против Кочаряна и Саркисяна в организации теракта 1999 года, когда погибли премьер-министр и спикер парламента. Также, по вопросу Нагорного Карабаха, он высказался в том смысле, что судьбу его должны решать местные жители. На практике, конечно, вряд ли подобное возможно. В качестве примера можно вспомнить 2 референдума в Южной Осетии, где население однозначно высказывалось за присоединение самопровозглашенной республики к России. Грузинские власти предпочли объявить результаты подтасованными. Скорее всего, Азербайджан, во главе со своим воинственным президентом, поступит так же, как и его партнер по ГУАМ, то есть проигнорирует волю народа, если она будет противоречить его интересам. Скорее всего, Тер-Петросян понимает бессмысленность подобных заявлений, но собирается заработать себе репутацию «справедливого» политика.

К сожалению, у Армении с Грузией тоже немало общего, в основном в области борьбы с оппозицией. Тандем Кочарян-Саркисян явно принимает восставшего из небытия Тер-Петросяна как серьезного противника, умножая его силу своими страхами и необдуманными действиями, как-то: запрет к доступу на телеэкраны, отлавливание распространителей листовок и тому подобные суетливые телодвижения. В такой ситуации Тер-Петросян, некогда ушедший под всенародные возгласы восторга, начинает набирать вес уже в качестве гонимого. У русских с армянами давние торговые и культурные отношения, так что армяне тоже любят всех пострадавших «за правое дело».

Сможет ли экс-президент воспользоваться ситуацией, покажет время. Вряд ли былую ненависть к его фигуре так легко перечеркнуть. В любом случае, нестабильная обстановка в Армении создает у Азербайджана иллюзию возможности легкого разрешения конфликта, тем более, что Алиев честно расставил все точки над I в своей позиции относительно текущего положения в регионе.

Мария Соловьева

«Постсоветское пространство»
http://postsoviet.info/