Недовозврат в ПАСЕ
Дмитрий Цыбаков

Недовозврат в ПАСЕ

Последнюю неделю все российские масс-медиа и многие официальные лица активно привлекают общественный интерес в теме восстановления прав Российской Федерации в Парламентской Ассамблее Совета Европы.

Отказ платить членские взносы в ПАСЕ в ответ на ограничение прав российской делегации из-за крымских и донбасских событий, о чем было объявлено в 2017 г., можно считать одним из немногих адекватных шагов России против дискриминационной политики Запада последних лет. Этот шаг привел к очевидному видимому успеху — не далее как 17-го мая сего года большинство министров иностранных дел Европейского Союза на встрече в Хельсинки объявили о предварительной договоренности о возможности восстановления прав российской делегации и ее допуске к полноценной работе в Страсбурге.

Финансовые трудности, постигшие европейских парламентариев после безоглядной поддержки майданных узурпаторов в Киеве, подвинули руководство ведущих стран ЕС — Франции и ФРГ пойти на возвращение российских депутатов в состав ПАСЕ, включая лоббирование резолюции о невозможности в будущем односторонних ограничительных мер в отношении стран-членов ассамблеи, а также предоставление права на выдвижение кандидатуры от России на пост вице-председателя организации.

На протяжении месяца с лишним многим наблюдателям могло бы показаться, что на этот раз российское руководство и дипломатия все же имеют дело с джентльменами, которые, хотя и из сугубо меркантильным соображениям, но готовы держать ответ за то, что было на высоком уровне обещано и закреплено в официальных международных договоренностях. Определенную уверенность в этом вселяло и голосование депутатов ПАСЕ, которые 25 июня очевидным большинством голосов восстановили полноценное членство российской делегации в Парламентской ассамблее.

Однако уже на следующий день Комитет по мониторингу ПАСЕ, откликаясь на протест британской, украинской и прибалтийских делегаций, вынес постановление, которое если не в юридическом, то в моральном отношении фактически закрывает двери перед парламентариями из России.

Постановление комитета по мониторингу, с одной стороны, провозглашает законным участие российских депутатов в работе ПАСЕ. С другой стороны, оно оказалось перенасыщено таким количеством несуразных требований, которые, не имея в себе правового посыла к обязательному исполнению, создают очевидные прецеденты для будущего ограничения и дискриминации российской делегации в стенах Парламентской ассамблеи.

В менторской по характеру и стилю изложения резолюции заложено немало имиджевых и юридических ловушек не только для российских делегатов в ПАСЕ, но и для политического руководства и для народа России. От нас требуют, например, прекратить некие «преследования» разного рода моральных и сексуальных извращенцев, доктринально очерченный европейским законодательством круг которых за время отсутствия российской делегации в ПАСЕ пополнился еще и некими «интерсексуалами».

Не менее опасны и директивные указания российской стороне об отказе от принципа территориальной целостности страны, что провозглашается в резолюциях Парламентской ассамблеи по Крыму 2014-2015 гг. Особый цинизм содержится в требованиях в содействии в установлении виновных в атаке на малазийский пассажирский лайнер в июле 2014 г.

Никто особенно и не скрывает, что вброшенный в документ комитета по мониторингу тезис о поиске виновных явным образом уже вскоре будет продублирован в запросах на выдачу на расправу в Гаагу лидеров военного крыла национально-освободительного движения Новороссии — Игоря Стрелкова и Сергея Дубинского, а также их бывших подчиненных.

Особой строкой в постановлении прописан параграф о немедленном восстановлении российского финансирования ПАСЕ за весь (!) пропущенный двухгодичный период. Изменение подхода руководства Парламентской ассамблеи к российскому участию в ее работе наглядно доказывает и обсуждение новых ограничительных поправок, затеянное вечером 26 июня. В итоговом голосовании все они оказались отклонены, но решение о полном восстановлении России в правах в стенах ПАСЕ все равно оказалось переполнено отсылками о необходимости соблюдения нашей страной антироссийских резолюций ассамблеи последних пяти лет.

Завершающим контуром палитры антироссийских действий стал окрик из Вашингтона, через который единоевропейцам было указано о недопустимости участия в работе ПАСЕ российских депутатов, находящихся под американскими или европейскими санкциями.

Очевидно, что российской делегации, судя по всему, не представляется сегодня право вернуться в состав ПАСЕ с высокого поднятой головой. Уже первый шаг по ее моральной дискриминации, выраженный в резолюции комитета по мониторингу, не оставляет надежд на конструктивный диалог Россия—Запад в стенах Парламентской ассамблеи.

Несомненно, сразу же после получения необходимых российских выплат в бюджет ПАСЕ, русофобская группировка европарламентариев перейдет к более решительным мерам по давлению на российскую делегацию и новому ограничению ее возможностей доносить до общественного мнения Европы позицию и мнение граждан нашей страны. Уже вскоре российское руководство окажется перед нелегким, но необходимым выбором в деле отстаивания национальных интересов государства.