ПМЭФ и новые горизонты
Николай Севостьянов

ПМЭФ и новые горизонты

Теперь, когда Петербургский международный экономический форум завершился, самое время подвести его основные итоги. Как и ожидалось, мероприятие в очередной раз побило свои же собственные рекорды. Его участниками стали 19 тысяч человек из 145 стран. Всего за три дня (или четыре, если считать «нулевое» 5 июня, посвященное панельным сессиям и дискуссиям) они заключили более 650 соглашений на общую сумму более, чем в 3,1 трлн. рублей (на 450 млрд. больше, чем в прошлом году).

Не будем забывать и о том, что в работе форума приняли участие генеральный секретарь ООН и целый ряд «первых лиц», включая председателя КНР Си Цзиньпина. При этом сама линия русско-китайских отношений стала сквозной темой всего форума, что является естественным отражением сложившейся международной обстановки, в рамках которой Китай как абсолютный экономический лидер, находящийся под постоянными экономическими ударами Соединенных Штатов, всё больше настроен не на занятие той или иной ниши в современном мире, а на создание принципиально нового мирового порядка, который будет строиться вокруг континентальной Евразии.

Что касается Путина, то в своём выступлении он также продемонстрировал, что испытывает серьёзные сомнения в адекватности того состояния, в котором находится современная экономика. «Существующая модель международных экономических отношений — в кризисе», - заявил президент, добавив, что «глобальная торговля перестала быть безусловным двигателем», а западная модель глобализации уже не отражает реальной ситуации, поскольку конкурентоспособность западных стран всё чаще достигается не вследствие их технологического развития, как это было в индустриальную эпоху, а благодаря торговым войнам, односторонним санкциям и прочим ограничительным механизмам.

Можно ли считать выступление Путина продолжением «Мюнхенской» речи, как его уже обозначили некоторые политологи, вопрос пока еще открытый. Но факт остаётся фактом — президент не только сумел защитить национальный суверенитет и спасти отечественную экономику, но и готов перейти от обороны к наступлению. При этом сам форум в очередной раз обнаружил всю тщетность каких-либо попыток засунуть Россию в «блокадное» кольцо международных санкций. Ярким символом провала западной политики стал традиционный круглый стол, за которым Путин побеседовал с главами крупных инвестиционных фондов с совокупными активами порядка $15 трлн.

Интересно и то, что в числе самых представительных оказались делегации из США, Франции, Германии и Великобритании — как раз именно тех стран, правительства которых в течение последних лет демонстрировали чрезвычайно активный антироссийский политический вектор. Иными словами, сам бизнес прекрасно понимает как недальновидность подобного курса, так и то, что Россия слишком значимая страна, чтобы её можно было изолировать в принципе. И это разумно. Уж если это не удалось в начале 20-х годов прошлого века, то о чем может идти речь сегодня, в эпоху, когда весь мир стал чрезвычайно маленьким и абсолютно открытым.

А если вернуться от международным тем к исключительно отечественной повестке, то и здесь форум продемонстрировал впечатляющие результаты. Так, был представлен национальный инвестиционный рейтинг, который возглавила Москва. И, вообще, хотя форум проходил в Санкт-Петербурге, именно столица сразу же оказалась в центре внимания как инвесторов, так и журналистов. И это логично. При том, что к Собянину, конечно же, есть вопросы (прежде всего, в том, что касается неконтролируемой миграции), вряд ли найдётся человек, который всерьёз будет спорить с тем, что в последние годы Москва стала лучшей европейской столицей. И очень хочется верить, что форум направит инвестиционный импульс и на другие регионы нашей необъятной родины.