Грузия в положении

Чрезвычайное положение, объявленное в Грузии 8 ноября, разрешает транслировать новости только Общественному телевидению. Все остальные каналы, кроме захваченных спецназом и по сей день закрытых «Имеди» и «Кавкасиа», должны транслировать познавательные и аполитичные передачи и развлекательные фильмы.

Однако сразу же после введения ЧП, по телевизору в Грузии показывали фильм о разгоне демонстрантов, протестующих против переноса памятника советским воинам в Таллине. Немудрящая аналогия должна была объяснить мятежному населению, что разгон демонстраций – рядовое событие в жизни современного демократического общества.

К разряду познавательных, по всей видимости, относятся и показанные вчера по «Рустави» и Общественному телевидению программы о подрывной деятельности российских Вооруженных Сил на территории Грузии, а также о подготовке переворота партией «Справедливость» Игоря Гиоргадзе.

Шпиономания, накрывшая с головой и так не вполне адекватных грузинских функционеров, набирает обороты. В преддверии досрочных президентских выборов, объявленных 5 января, Саакашвили и его команда начали избавляться от возможных конкурентов. Продекларированная честность и справедливость намеченных выборов ставится под сомнение заведением уголовных дел против одного из самых влиятельных оппозиционеров Шалвы Нателашвили, против финансиста оппозиции Бадри Патаркацешвили. Судьба «Имеди» остается неизвестной. Если канал не будет открыт, то противники Саакашвили фактически лишатся своего единственного медиа-ресурса.

Предвыборная кампания претендента от объединенной оппозиции, если таковой объявится, будет проходить в рамках вещания государственного телевидения.

Кинув кость в виде выборов объединенной оппозиции, Саакашвили унял организованный протест, введя ЧП, он заблокировал протест стихийный. Очевидно, что до 22 ноября, начала предыборной кампании, и, одновременно, отставки Саакашвили, определиться с единым кандидатом оппозиции будет архисложно. Мелкая грызня мелких личностей не сможет породить сколько-нибудь адекватного ответа вызову президента.

В принципе, Михаил Саакашвили никогда не производил впечатления человека, способного держать слово. Вряд ли он будет противоречить своей натуре и на этот раз.

Несмотря на свою псевдодемократическую риторику, глава Грузии был и остается диктатором по стремлениям и сути. Противоречия между словами и делами настолько велики, что порой вызывает оторопь. Если Саакашвили сам верит в то, что произносит, то остается только пожалеть грузинский народ, ведь его президент не только собирается вызвать на татами Владимира Путина, но и действительно считает, что был прав, устроив бойню в центре Тбилиси. А такая уверенность может довести до беды: неизвестно, где у него проходит граница между «можно» и «нельзя».

Американская администрация, ставящая в пример России молодую грузинскую демократию, сейчас находится в странном положении мамаши, вдруг получившей от разбалованного дитяти сковородкой по голове. Помимо урона имиджу всемирного прогрессора, внутренняя политическая жизнь США тоже получила ряд осложнений. Республиканцы, чьим проектом и была грузинская демократия, потеряли важный козырь в предвыборной гонке. А демократы, наоборот, приобрели. Думается, американские политики уже дали понять М. Саакашвили, как сильно он подставил своих старших коллег. Интересно, продолжат ли Штаты платить зарплату чиновникам администрации Саакашвили? И что станется с этими зарплатами, если к власти все же придет оппозиционер?  

Шансы у оппозиции, пусть и мизерные, все же есть. Основным аргументом против Саакашвили будет, несомненно, отложенное из-за недавних событий вступление Грузии в НАТО. Понятно, что европейцы из так называемой «Большой» Европы проголосуют против. Но, самое страшное, Саакашвили очень сильно рискует утратить мандат доверия США, а значит, потерять мощный лоббистский ресурс. Дальнейшая интеграция в международные организации может быть затруднена при отсутствии за спиной тени «мирового жандарма».

Оценивая сложившееся положение дел, нельзя забывать о том, что избирком Грузии формируется отнюдь не из независимых фигур. Имея свой ЦИК, очень, очень, очень сложно не выиграть выборы.

Мария Соловьева
«Постсоветское пространство»
http://postsoviet.info/