Нефть пойдет на восток

Со следующего года Россия будет транспортировать нефть в Китай не только по железной дороге, но и по трубопроводу, проходящему через территорию Казахстана. Такая договоренность была достигнута между Москвой и Астаной. Эксперты полагают, что новый маршрут будет интересен как государственной «Роснефти», уже поставляющей в Китай свое «черное золото», так и другим крупным российским нефтяным компаниям, сообщает РБК daily.

Для поставок российской нефти в Китай будет использоваться казахский трубопровод Атасу-Алашанькоу, который был введен в строй в конце 2005 года. Пропускная способность трубопровода составляет 20 млн т нефти в год, однако в настоящее время он заполнен лишь на треть. Как сообщил вчера журналистам министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, в 2008 г. Россия может отправить в Китай через магистраль Атасу-Алашанькоу до 5 млн т своей нефти.

Сегодня российская нефть поступает в Китай только по железной дороге через территорию Монголии. Единственным поставщиком с российской стороны выступает госкомпания «Роснефть», подписавшая соответствующее соглашение с китайской госкорпорацией CNPC в 2004 г. Согласно условиям контракта «Роснефть» должна поставить Китаю 48,4 млн т нефти до 2010 г.

Однако теперь «Роснефть» уже совсем не устраивает цена, которая была зафиксирована в контракте, ведь мировые цены за последние несколько лет заметно выросли, к тому же транспортировка нефти через территорию России и Монголии обходится «Роснефти» все дороже. Китайцы же упорно отказываются повышать плату за нефть, в связи с чем даже возникла угроза расторжения контракта. Более того, из-за разногласий по поводу цены на нефть Россия и Китай никак не могут подписать соглашение о строительстве китайской ветки нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан.

Возможно, «Роснефти» и CNPC удастся разрешить спорные вопросы благодаря появлению нового нефтеэкспортного маршрута через Казахстан, предполагает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток. Трубопроводные поставки будут для «Роснефти» в несколько раз дешевле, чем транспортировка нефти по железной дороге, подчеркивает он. В самой «Роснефти» пока никаких определенных заявлений не делают. «Роснефть» будет осуществлять поставки нефти в Китай по трубопроводу, если сочтет это экономически целесообразным», — сказал РБК daily пресс-секретарь компании Николай Манвелов.

Впрочем, поставки нефти в Китай по трубе Атасу-Алашанькоу будут интересны и другим российским нефтяным компаниям, уверен глава Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. Диверсификация маршрутов поставок выгодна и России, и Китаю, отмечает эксперт. Г-н Санакоев не исключает при этом, что в дальнейшем российская квота в 5 млн т нефти в год может быть увеличена, по крайней мере мощности казахского трубопровода позволяют это сделать.

Договоренность с CNPC о по­ставках нефти в Китай уже есть у компании ТНК-BP. В начале ноября вице-президент управления продаж и логистики бизнес-направления переработки и торговли «ТНК-ВР Менеджмент» Джонатан Коллек заявлял, что компания рассматривает возможность экспорта нефти именно через трубопровод Атасу- Алашанькоу.

В «Газпром нефти» вчера отметили, что заинтересованы в поставках нефти в Китай через Казахстан. Ранее «Газпром нефть» уже поставляла нефть в Китай по железной дороге, напомнили в пресс-службе компании. В ЛУКОЙЛе сообщили, что компания «подумает» о возможности экспортировать нефть в Китай через Атасу-Алашанькоу.