Россия, Камбоджа и мир в Азии
Олег Назаров

Россия, Камбоджа и мир в Азии

До недавнего времени мало упоминаемое в новостных лентах Королевство Камбоджа становится объектом пристального внимания сильных мира сего.

Задел положил Китай. После появления информации о строительстве Пекином порта в провинции Кахконг США обрушились с критикой и на Пекин, и на Пномпень. Зазвучали привычные обвинения в усилении авторитарных тенденций в политике камбоджийского руководства и прочий набор дежурной правозащитной риторики.

Кахконг граничит с Таиландом, союзником США в Юго-Восточной Азии, и омывается Южно-Китайским морем. Присутствие здесь ВМФ КНР сильно подорвёт позиции Вашингтона в регионе. Премьер-министр Камбоджи Хун Сен заявил, что на камбоджийской территории не будет чужих военных баз, а порт в Кахконге имеет экономическое, а не военное значение.

Насколько он искренен, сложно сказать, но фактом является приверженность Камбоджи политике строгого нейтралитета и поиску баланса сил в регионе во избежание доминирования какого-нибудь одного государства.

Впрочем, перекос в сторону Китая во внешней политике Пномпеня всё же присутствует. Китай – главный поставщик заёмных средств для камбоджийской экономики. Ни одна страна не вливает в Камбоджу столько финансов, сколько Китай, потому что Камбоджа – важный участник китайского проекта Нового Шёлкового пути (НШП).

Пекин добивается интеграции стран Юго-Восточной Азии в рамках этого проекта. В частности, Камбоджа, обладая выходом к морю, должна быть связана товарно-транспортными цепочками с Таиландом, Мьянмой, Вьетнамом, Лаосом.

Одновременно Пномпень старается избегать, насколько это возможно, зависимости от одного источника инвестиций. Ввиду этого камбоджийские власти открыты к сотрудничеству с Южной Кореей, Японией, Вьетнамом, Россией.

В советское время Камбоджа была союзницей СССР, наши гражданские и военные специалисты помогали становлению камбоджийской экономики и армии. Россия пытается в меру сил восстановить потенциал отношений. В ходе визита в РФ Хун Сена в 2016 г. был утверждён перечень проектов в сфере экономики, в том числе инвестиций и развитии мирного атома с привлечением российских специалистов.

2017 г. отмечен активным взаимодействием МИД РФ и Камбоджи, подписан план консультаций МИД двух стран до 2020 г.

В условиях антироссийских санкций Юго-Восточная Азия для России – перспективный рынок. Рост товарооборота отмечен даже с маленькой Камбоджей. В 2018 г. - $171,2 млн.только за январь-октябрь. Это на 20,6% больше, чем в 2016 г. То есть, рост по 10% в год. Нам это выгодно тем, что особенно растёт российский экспорт в эту страну. В 2018 г. - до $9,9 млн., что на 68,6% больше.

Импортирует Россия значительно больше, на $161,3 млн. В ближайшие годы Москва будет работать над оптимизацией экспортно-импортного баланса. Львиная доля российского импорта (почти 95%) – это текстиль и кожевенные изделия, а вот обратно в Камбоджу идёт продукция машиностроения, химической и транспортной промышленности. Камбоджа – сельскохозяйственная страна, где наблюдается строительный бум в связи с планами правительства развить туристическую отрасль и привлечь иностранных инвесторов.

Для российского химпрома и машиностроения это прекрасная возможность нарастить поставки продукции и техники в эту страну. Для Камбоджи российская техника является передовой и конкурентоспособной по ценам. Таким образом, сотрудничество с Камбоджей позволяет держать на парах мощности наших машиностроительных предприятий, обеспечивая поступление в бюджет твёрдой валюты.

Немаловажно, что взгляды России и Камбоджи на будущее региона совпадают. Обе стороны против конфликтов и за укрепление экономического сотрудничества. В мире только одна держава хочет взорвать обстановку в Юго-Восточной Азии. Это – Соединённые Штаты. Им как раз мир и стабильность здесь не нужны, потому что с каждым мирным годом крепнет экономическое и военное могущество Китая, а страны региона интегрируются в экономические отношения с Пекином.

Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин указал недавно на тенденцию смещения центра террористической активности в мире с Ближнего Востока в Азиатско-Тихоокеанский регион. Может, за этим кроется выражение недовольства Вашингтона курсом на мир и торговлю, взятым азиатскими государствами?