Православие приходит в Азию
Владислав Гулевич

Православие приходит в Азию

Православие в Юго-Восточной Азии имеет недавнюю историю. В 1993 г. в столице Камбоджи Пномпене был построен храм-часовня святого великомученика Георгия под юрисдикцией Болгарской Православной Церкви. Это был первый православный храм на камбоджийской земле.

В 2001 г. после встречи нынешнего патриарха Кирилла с королём Камбоджи Сиануком настоятелю Николаевского прихода в Бангкоке (Таиланд) игумену Олегу (Черепанову) было поручено окормлять духовно и Камбоджу.

В 2015 г. в курортном Сиануквилле (назван в часть короля Сианука) был освящён Свято-Пантелеимоновский храм. Особенно отрадно, что храм был возведён по ходатайству наших соотечественников, не пожелавших жить в состоянии духовной пустоты, и при их содействии. Кто-то выполнял функции переводчика в диалоге с местными властями, кто-то жертвовал деньги, кто-то трудился при постройке храма.

Православная жизнь в храме не находится в состоянии застоя. Здесь проводятся обряды венчания, отпевания, крещения, богослужения посещают кхмеры (основная этническая группа населения Камбоджи), в т.ом числе с детьми. Открыта воскресная школа для детей и взрослых с преподаванием церковно-славянского языка и церковного пения. Периодически сиануквильский храм посещают церковные пастыри. В феврале 2017 г. сюда приезжал управляющий приходами Московского Патриархата в странах Восточной и Юго-Восточной Азии архиепископ Солнечногорский Сергий.

В Таиланде первый православный храм появился раньше, чем в Камбодже — в 2009 г. И это был русский храм — Все-Святский храм в Паттайе. Ремонтные и реставрационные работы в храме проводит таиландская фирма, владелец которой — православный таец, принявший крещение в этом же храме. Сейчас в Паттайе есть второй храм — Покровский.

«Всё больше тайцев принимают Таинство Крещения в Православной церкви. Особенно активна миссия просвещения местных жителей в Бангкоке, где при Свято-Николаевском соборе созданы все условия к тому — проводятся огласительные беседы на тайском языке, а на богослужениях наряду с церковно-славянским и английским используется тайский язык», - сообщается на официальной странице Православной церкви Московского Патриархата в Таиланде.

Окормление тайцев проводит иеромонах Михей — этнический таец (тайское имя Пхиаксаявонг), окончивший Санкт-Петербургскую духовную семинарию.

Таиланд можно назвать базой русского Православия в Юго-Восточной Азии. Здесь находятся десять храмов Русской Православной Церкви! Рекорд для страны Юго-Восточной Азии, где 90% населения — буддисты, ещё 5% — мусульмане. В обязанности игумена Олега входит не только осуществление пастырской деятельности в Бангкоке, но и в других регионах страны. С рабочими поездками он посещает Камбоджу (об этом упоминалось выше), Паттайю, остров Пхукет, где расположено Духовное училище. В предыдущую поездку на Пхукет 27 марта сего года игумен Олег обсудил со священнослужителями насущный вопрос издания певческого церковного обихода на тайском языке.

В поле зрения православной миссии в Таиланде также православная община в Мьянме (бывшая Бирма). Наши соотечественники в Мьянме и православные мьяманцы через Таиландское епархиальное управление подали прошение на имя Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла о решении зарегистрировать православную общину с перспективой открытия православного храма.

Азия становится популярным направлением у российских туристов, предпринимателей да и просто искателей экзотики. Сюда любят переезжать пожить не обременённые заботами вальяжничающие молодые люди, причём не обязательно богатые, ведь Индия, Камбоджа, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Лаос — дешёвые страны.

Такая публика любит выкладывать в тематических группах в соцсетях свои мысли и комментарии о житье-бытье вдали от родины. Неприятно задевает то, что часто их писанина переполнена пренебрежительными высказываниями о России. Дескать, у России был(а) я, но Россия это не оценила, и потому я свалил туда, где всегда тепло и много фруктов.

Как правило, довеском к таким заявлениям прилагается восхищение местными красотами и достопримечательностями, в том числе религиозного характера, и полной слепотой к духовным богатствам Руси. Если эти писаки не увидели этих богатств, это ещё не значит, что их нет. Тайцы и камбоджийцы тянутся к Православию, в то время как великовозрастные оболтусы из России проходят мимо учения Христа.

То какая-то девица пишет о радости от переезда из России в Индию, где 5-тысячелетняя культура, Кришна и прочее, а на грязь и антисанитарию, мол, она внимания не обращает, потому как её взгляд направлен внутрь, а не вовне. Россия в бытовом плане обустроена гораздо лучше Индии, это очевидно, но сей девице подавай что-то другое, чтоб как в Индии. Но Россия — не Индия, она остаётся сама собой и не может угождать каждому претенциозному уму.

То праздно шатающийся обалдуй, осев на пляже в Таиланде или Камбодже, гордо заявляет, что отныне будет жить здесь, потому как здесь буддизм, море и вообще, всё прекрасно, а в «рашке всё плохо».

Сравните их заявления с благородной духовная активностью наших православных соотечественников в Сиануквилле, Бангкоке, Пхукете. В первом случае — злость на родную страну, что не предоставила условий для праздного бродяжничества по жизни, во втором — стремление к сохранению и приумножению духовного содержания русской культуры, заключённого в Православии.

В первом случае — тяга к телесным удовольствиям и хождение во след языческим божкам, во втором — молитвенная тяга к вероучению Христа, стремление приобщить к нему местных жителей.

Первые — эгоистический балласт на теле общества и государства, вторые — носители духовных стремлений. И пусть в России побольше будет вторых, и поменьше первых.