Лаос дружит с Китаем
Олег Горностаев

Лаос дружит с Китаем

Лаос – один из ведущих партнёров Китая в Юго-Восточной Азии (ЮВА). Не имея выхода к морю, Лаос ищет способ стать участником китайского проекта «Один пояс, один путь».

Пекин согласен, и щедро инвестирует в лаосскую экономику. В 2016 г. Пекин выделил $6 млрд.на строительство 414-километровой железной дороги, которая свяжет Лаос с Китаем. Для Вьентьяна это - стратегически важная транспортная артерия и выход во внешний мир. Китайские товары потекут в Лаос, отсюда – в Камбоджу и Вьетнам, и далее, морем в Азиатско-Тихоокеанский регион.

В обратном направлении, на китайский рынок, потекут лаосские товары. Лаос богат природными ресурсами, что тоже играет не последнюю роль.

Китай планирует довести объём своего экспорта до $8 трлн., на 2049 г.назначено т.н.великое возрождение китайского народа – достижение такого уровня экономического и военно-политического развития, при котором Пекин будет одной из самых влиятельных держав мира.

Хотя Лаос, как и Китай, коммунистическое государство, в экономике он старается создать гибкую систему противовесов. Лаос открыт не только для китайских инвестиций, но и для японских, южнокорейских и т.д. Через Вьетнам Лаос опосредованно присоединился к американо-вьетнамскому сотрудничеству.

Дело в том, что Ханой, опасаясь роста Китая, пошёл на сближение со своим давним врагом – Соединёнными Штатами. Геополитика порой приводит к неожиданным конфигурациям, союз Вашингтона и Ханоя – одна из них.

Парадокс: коммунистический Вьетнам опасается коммунистического Китая и идёт на сближение с лидером капиталистического мира – Соединёнными Штатами. Коммунистический Лаос в это время старается получить китайские инвестиции, одновременно сближаясь с Вьетнамом. На всякий случай. Вьентьян понимает, что через Ханой может получить поддержку из Вашингтона.

Россию и Китай связывает долгосрочное сотрудничество, российские дипломаты называют текущий период китайско-российских отношений одним из самых лучших. Россия – большая и влиятельная держава, а вот у маленького Вьетнама иной взгляд на Китай.

В 1970-1980-х Китай и Вьетнам неоднократно воевали. Пекину важно иметь в Ханое прокитайское правительство, чтобы получить выход к протяжённой прибрежной полосе Южно-Китайского моря и взять Индокитай в своеобразное кольцо. Тогда весь регион будет под контролем Пекина. Амбиции Пекина вьетнамцы воспринимали всегда как угрозу. Южно-Китайское море они упорно называют Восточным или Вьетнамским.

Лаосу приходится постоянно балансировать и находить ловкие внешнеполитические выходы. Лаосская дипломатия ведёт очень умелую и высоко профессиональную геополитическую игру, благодаря чему страна получает выгоду от всех – инвестиции от Китая, Японии, Южной Кореи, политическую поддержку от Вьетнама и Таиланда (у Бангкока тоже непростая история отношений с Пекином).

Мы привыкли видеть высокий профессионализм и редкое геополитическое чутьё у европейских политиков, не замечая, что азиатские политики не менее проницательны и умелы. Париж, Лондон, Мадрид, Вашингтон, Брюссель – не единственные знатоки искусства политики, а мировая история творится не только при дворах королей Людовиков, Генрихов, Хуанов и кайзеров Вильгельмов.

Лаос ценен для Пекина своим стратегическим положением. Лаос называют стратегическим перекрёстком и ключом к региону, он расположен практически в его центре. Тот, кто контролирует Лаос, получает возможность превращать его, в зависимости от геополитических обстоятельств, в буферное государство, плацдарм для продвижения своего влияния или болевую точку для всего Индокитая.