Валерий Джейрахов

Горькие плоды миграции

Определенный итог уходящего года подвел на встрече с журналистами глава московского Управления федеральной миграционной службы Федор Карповец. "Увеличения потока иностранцев нет, – заметил г-н Карповец, – обычная ежегодная нагрузка. Правда, из тех 600 тысяч, кто получил разрешение на работу, чуть больше 100 тысяч это право утратили, они не смогли вовремя предоставить медсправки об отсутствии опасных инфекций. Работодатели информировали нас о 300 тысячах трудоустроившихся мигрантов. Отсюда и размер квоты на будущий год, озвученный мэром Москвы, – 300 тысяч". Судьба же еще владельцев 200 тыс. карточек-разрешений неизвестна, как и собственно число гастарбайтеров-нелегалов, живущих в столице. Чиновник лишь предположил, что нелегалы могут еще прятаться по частным квартирам и на стройках.

Между тем, некоторые эксперты придерживаются иной точки зрения, считая, что легализованы  лишь те, кто на виду у милиции, те, кто работает на улицах, на транспорте, в магазинах. В частности, уборщики и дворники в частных компаниях оформили документы почти поголовно. Исключение - дворники в ДЕЗ и РЭУ. Есть несколько показательных контор, но в остальных таджики не имеют даже регистрации. Но милиция их не трогает. Без разрешения на работу и без регистрации по-прежнему остаются почти все строители с юга, которые не выходят за территорию своих строек, и работники разнообразных, чаще подпольных производств, например, швейных и пищевых. Но и у легальных гастарбайтеров не все благополучно. Распространена практика, когда работодатель при трудоустройстве отбирает у мигранта разрешение на работу или не выдает его вовсе, если сам оформлял его в ФМС. В лучшем случае вручает ксерокопию. Такого работника можно штрафовать, снижать ему зарплату задним числом, заставлять работать без выходных. А уволиться он не сможет, потому что по правилам ФМС, если срок разрешения на работу не истек, новая карточка не выдается, даже взамен утерянной. Сомнительно, что в Москве есть хоть одна фирма, которая уведомляла УФМС обо всех своих гастарбайтерах - по вполне понятным налоговым соображениям. Важное последствие новых правил - изменение рынка посреднических услуг. Раньше на нем подвизались десятки контор, сейчас осталось порядка пяти. За редчайшими исключениями все работодатели, оформляющие разрешения на работу для своих людей, делают это через посредников. Цена за человека - 4,5-5,5 тысячи рублей. Здесь главная проблема - медицинская. Мигранты, которые получают разрешение сами, в основном проходят реальную медкомиссию - на ВИЧ, туберкулез, лепру и т.д. А тех, кто оформляется через работодателя и, стало быть, посредника, врачи даже в глаза не видят. Справки-то выдают, но, по сути они фальшивые.

По экспертным оценкам, в Москве сегодня легально работает лишь половина гастарбайтеров (год назад, до принятия нового миграционного законодательства, -  четверть). То есть, надежды на то, что новый порядок полностью выведет трудовую миграцию из тени, не оправдались. По-прежнему мигранты остаются одной из самых криминогенных групп в Московском регионе, о чем, в частности свидетельствуют обнародованные ГУВД Московской области данные о состоянии преступности в регионе за последние 11 месяцев. Уровень преступности, судя по сводкам, тем выше, чем ближе район к МКАД. Лидируют по криминалу Мытищи - 284,78 преступления на 10 тыс. человек. Причина этому - близость к столице и большая концентрация гастарбайтеров в районе. Здесь находится Ярославское шоссе, которое в народе прозвали невольничьим рынком или биржей труда для приезжих. Днем по обочинам трассы курсируют гастарбайтеры с табличками в руках: "Бригада строителей", "Штукатуры-маляры". А ночью ловят клиентов бригады проституток.

Всего с января по ноябрь в Подмосковье официально зарегистрировано 119 034 преступления. Большая часть из них приходится на грабежи, разбои, кражи и мошенничества. Как отмечают сотрудники милиции, чаще всего статистику портят мигранты - львиная доля краж, угонов автотранспорта и разбоев совершена приезжими. Значительная часть экономических преступлений также совершается ими. В частности, производство контрафактной продукции. Буквально на днях пресечено крупное производство и сбыт фальсифицированных товаров легкой промышленности на рынке «Черкизовский» в Москве, - изъято несколько десятков тонн некачественной продукции, для вывоза которой потребовалось девять большегрузных фур. На пошивочном производстве было задействовано более 170 граждан Вьетнама. Они работали круглосуточно, сменами по 12 часов. Вывоз готовых изделий производился ежедневно в расположенные на том же рынке точки оптовой торговли. Оттуда продукция распространялась в различные регионы России.


Другая серьезная проблема, связанная с миграцией – эпидемиологическая. Так, по сообщениям СМИ, Роспотребнадзор озабочен ростом инфекционных заболеваний среди иммигрантов, сообщается в пресс-релизе ведомства. Как отмечается в документе, за 11 месяцев текущего года среди иностранных граждан в России было выявлено 1,6 тысячи носителей ВИЧ, свыше 3 тысяч больных туберкулезом, около 8 тысяч больных заболеваниями, передающимися половым путем, и почти 14 тысяч больных другими инфекциями. Только на стройках Москвы и области за это время зарегистрировано свыше 1000 случаев острых кишечных инфекций и сальмонеллеза.

Мерам по усилению контроля за состоянием здоровья мигрантов посвящено постановление «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства», подписанное главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко.

Как указывается в документе, сложившийся порядок медицинского освидетельствования не позволяет в полной мере осуществлять профилактические и противоэпидемические мероприятия среди мигрантов на территории РФ.  Наибольшую трудность для контрольных органов представляют несовпадения данных о регистрации с фактическим местом пребывания мигрантов. С другой стороны, вспышкам инфекционных заболеваний способствует несоблюдение работодателями надлежащих условий труда, питания и проживания работников-иностранцев.

Напомним, что крупные вспышки острой кишечной инфекции зафиксированы в этом году среди иностранцев, работающих в Москве и Подмосковье на строительстве терминала Шереметьево-3, стройплощадке "Икея-Химки "Бизнес-парк", отеля "Ритц Карлтон", а также среди строительных рабочих в Сахалинской области.

В качестве еще одной из проблем, порождаемых трудовой миграцией обычно указывается то обстоятельство, что гастарбайтеры выступая в роли штрейкбрехеров, вытесняют россиян с рынка труда. Сегодня можно констатировать, что в столичном регионе мигранты из Азии полностью вытеснили со строек не только местных жителей, но и украинских гастарбайтеров.

Так, в настоящий момент разгорается нешуточный скандал вокруг намерения Минрегиона привлечь на Дальний Восток 2,9 млн. трудовых мигрантов из-за рубежа для строительства важных объектов региона. Эта инициатива подверглась острой критике со стороны губернаторов и полпреда в СибФО Анатолия Квашнина. По его словам, "это половина населения всего Дальнего Востока" и даже предоставление им жилья станет серьезной проблемой, не говоря уже о других. Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, в свою очередь, заметил, что гораздо разумнее было бы давать возможность оседать в южных районах Дальнего Востока тем, кто уезжает с Севера.

Большую тревогу вызывает такая  миграционная политика и у профсоюзных организаций. По мнению председателя профсоюзного комитета "Просвобода" Александра Захаркина, российские работодатели все чаще отдают предпочтение иностранной рабочей силе, откровенно демпингующей на внутреннем рынке труда. Армия мигрантов фактически вытесняет наших сограждан с рабочих мест. И это становится тенденцией. Так, "на смену" 6 тысячам российских специалистов, покинувших Приморье в прошлом году, в регион прибыло 100 тыс. трудовых мигрантов из Китая. "Происходит банальное вытеснение россиян с рабочих мест китайскими гастарбайтерами-штрейкбрехерами, не требующими ни достойных зарплат, ни социальных гарантий, ни удовлетворительных условий труда и проживания. В этой связи мы требуем в законодательном порядке ограничить присутствие на российском рынке труда иностранных рабочих до 3-5%, - отмечает Александр Захаркин. – Это требование содержится также и в нашем обращении, которое на днях было направлено в адрес правительства, Общественной палаты, а также некоторых крупных компаний с государственным участием".

"Китаизация" дальневосточного рынка рабсилы – вполне реальная угроза, - предупреждают эксперты, - ведь именно граждане КНР составляют подавляющее большинство мигрантов (до 60%), приезжающих и оседающих на территории этого региона. Более того – "освоив" Дальний Восток и Приморье, китайские рабочие намереваются всерьез закрепиться и в Якутии. Как сообщил начальник УФМС по Республике Саха Игорь Холодков, из 10300 квот на привлечение иностранной рабочей силы в Якутии 40% отдано гражданам КНР. Схожая ситуация и в Югре, где, несмотря на 18 тысяч "своих" безработных, за 10 месяцев 2007 года на миграционный учет поставлено около 122 тысяч иностранных граждан.

По мнению Александра Захаркина, привлечение дешевой китайской рабочей силы в Россию ставится на поток: "ведь, по сути, гастарбайтеры целенаправленно едут отбирать работу у наших сограждан". При этом подавляющее большинство мигрантов из Поднебесной не имеют даже законным образом оформленных документов, подтверждающих право на пребывание и трудовую деятельность на территории России. Заниженные требования мигрантов из КНР к уровню зарплаты и условиям труда – главная причина того, что работодатели предпочитают делать выбор в пользу не российского, а китайского рабочего, - считают в "Профсвободе". Дешевизна труда мигрантов делает их привлекательными не только для частных компаний (например, около 2500 гастарбайтеров из Китая планирует привлечь к работе на своих объектах "Сургутнефтегаз"). Эта тенденция характерна и для государственных компаний. К примеру, в Якутии, где безработным числится каждый десятый трудоспособный местный житель, иностранную рабсилу активно используют "Алроса" и "Транснефть".

Но как показывает практика, дешевый труд китайцев оказывается выгодным далеко не всегда: подтверждением этому служит история строительства первой очереди нефтепровода "ВСТО". "Транснефти", нанявшей на работу около 1800 китайских мигрантов, через несколько месяцев пришлось расторгнуть контракт, как признают в самой компании - по причине низкой квалификации привлеченных к строительству рабочих из КНР. "Бюджетные средства, потраченные компанией на подготовку китайских мигрантов, было бы целесообразно направить на обучение российских граждан, - комментирует ситуацию Александр Захаркин. – Для местных жителей это стало бы хорошей мотивацией остаться в родной республике".

Таким образом, мы видим, что, несмотря на законодательные изменения в сфере миграционной политики, никаких значительных улучшений не произошло. Прогнозы относительно дальнейшего развития ситуации неутешительны. Нерешенные проблемы создают угрозы национальной безопасности и формируют почву для социального взрыва.