Калининград будет российским Гонконгом

Еще 10 лет назад российский анклав Калининград был землей, забытой временем – изолированный от Европы, с экономикой, пострадавшей от краха Советского Союза. Сегодня он переживает беспрецедентный бум – Кремль пытается превратить Калининград в витрину сотрудничества с Европейским союзом. Был построен новый терминал аэропорта стоимостью 29,7 млн фунтов, чтобы город стал международным узлом, связывающим Великобританию, Германию, Италию и Испанию с десятью российскими городами, пишет газета "The Times".

Инвесторы также вкладывают миллионы и миллионы, чтобы превратить аванпост России в ЕС, граничащий с Польшей и Литвой, в балтийский Лас-Вегас. Президент Путин назвал Калининград одной из всего лишь четырех зон в России, где с 2009 г. будут по закону разрешены азартные игры, и там строится специальная зона казино с 30 тыс. гостиничных номеров.

Открылись новые стильные торговые центры, еще несколько находятся на стадии строительства, хотя в городе по-прежнему господствует монотонная советская архитектура. Повсюду продаются ювелирные украшения из янтаря – в Калининграде находится 90% мировых запасов янтаря.

Георгий Боос, местный губернатор - бывший директор Федеральной налоговой службы России. В 2005 г. Путин прислал его сюда, чтобы ускорить темп инвестиций. Закон, принятый в прошлом году, наделил Калининград особым экономическим статусом, дающим новым инвесторам шестилетнее освобождение от налога на прибыль.

"Средние зарплаты поднялись на 31% по сравнению с первым кварталом 2006 г., а в прошлом году Калининград был ведущим российским регионом по экономическому росту. Пять лет назад люди не поверили бы в то, что произошло здесь", – говорит Боос.

Для развития туризма власти пытаются восстановить некоторые исторические площади и улицы города, который до 1945 г. назывался Кенигсбергом. Древняя столица Восточной Пруссии, основанная в XIII веке тевтонскими рыцарями, входила в число самых красивых городов Европы, пока не была разрушена во время Второй мировой войны.

После аннексии города Советским Союзом в 1946 г. остававшееся там немецкое население было выслано, и на смену им пришли русские. Готический собор сохранился, однако в течение советского периода лежал в руинах, и спасла его от разрушения только могила Иммануила Канта, немецкого философа.

Калининград в значительной степени зависел от советских вооруженных сил, будучи важным военно-морским портом и местом размещения гарнизона численностью до полумиллиона человек.

Окончание холодной войны, утрата прямой связи с родиной после признания независимости Литвы от Советского Союза и российский экономический кризис вызвали серьезную нищету. Резко выросла безработица, и многие молодые люди уехали.

Путин активно продвигал идею возрождения Калининграда, который не теряет стратегической и коммерческой важности, будучи единственным незамерзающим портом России на Балтике. Путин посетил празднования 60-летней годовщины аннексии в прошлом году, которые включали освящение нового православного храма. Богатые россияне поняли намек президента и начали строить шикарные дачи и курортные объекты вдоль привлекательного калининградского побережья.

Среди иностранных инвесторов, спешащих воспользоваться преимуществами дешевого труда и особой экономической зоны и в то же время легким доступом на европейские рынки, – автопроизводители KIA и BMW.

Калининград также зарабатывает на своем историческом статусе как порт, максимально выгодно используя конкурентные преимущества экономической зоны, железнодорожной связи с основной частью России и близости к главным портам Европы.

Процветание региона всегда зависело от его порта, через который сейчас проходит 8 млн тонн грузов в год. Морской коммерческий порт планирует расширить склады и создать новый контейнерный терминал, а земли для расширения хватает. Среди последних проектов – небольшой топливный терминал и морозильный отдел, оснащенный немецким оборудованием.