Карибский кризис-2
Петр Иванченко

Карибский кризис-2

Зампред комитета Совфеда по международным делам Владимир Джабаров выступил с довольно любопытным в сегодняшнем контексте заявлением. Отвечая на вопрос, необходимо ли в Венесуэле масштабное военное присутствие России или размещение там военной базы, Джабаров объявил, что на данный момент ни то, ни другое делать нецелесообразно. ПО мнению сенатора, в условиях возможного противодействия, в том числе вооруженного, это будет означать втягивание во внутренний конфликт в Венесуэле.

Сенатор назвал некорректными сравнение ситуаций в Венесуэле и Сирии, поскольку в латиноамериканской стране отсутствует международный терроризм, зато присутствует гражданская война.

Утверждение далеко не беспорное, если учитывать теракты против руководства страны и атаки на энергосистему страны, а так же то, что спонсоры и заказчики террористов и в Сирии и в Венесуэле одни и те же. В конце концов, какая разница, под какими лозунгами – салафитскими или либеральными действуют террористы?

Джабаров так же указал, что нужно действовать не военными, а политическими силами, как бы игнорируя тот факт, что в условиях американского вмешательства через своих прокси и фактической необъявленной войны только мощная военная сила и твердая воля на ее применение могут обеспечить политическое урегулирование.

По всей видимости, выступление сенатор стало своего рода комментарием на «ультиматум президента США Дональда Трампа заявившего, что Россия должна покинуть территорию Венесуэлы. Таким образом Трамп отреагировал на сообщение о прибытие в Каракас двух российских военно-транспортных самолетов с военнослужащими (предположительно военными советниками и инструкторами) и грузом.

После этого госссекретарь США Майк Помпео запросил у Конгресса $500 млн. на «установление истинной демократии в Венесуэле».

Согласно сообщениям Associated Press, 99 прибывших российских военных специалистов под руководством начальника Главного оперативно-мобилизационного Управления Генштаба ВС РФ генерал-полковника Василия Тонкошкурова, должны осуществлять подготовку местных кадров грамотному обращению с российской военной техникой в рамках договора о военно-техническом сотрудничестве от 2001 года.

Так же можно предположить, что среди прибывших специалисты по противодействию киберугрозам — для Венесуэлы это очень актуально.

Что же до собственно военной силы, то к настоящему моменту армия Венесуэлы, благодаря помощи России, является одной из самых современных и хорошо вооруженных армий на континенте, способной нанести агрессору неприемлемые потери.

Известно, что армия Венесуэлы располагает 92 относительно новыми танками Т-72Б, 123 новейшими БМП-3, 114 новейшими БТР-80А, 61 самоходкой (из которых 13 — новейшие российские 2С23 120 мм) и еще 48 – 2С19 (152 мм), 24 буксируемыми миномётными комплексами калибра 120 мм 2С12, 24 советскими БМ-21 «Град» (122 мм) и 12 РСЗО «Смерч» (300 мм).

Зенитно-ракетные войска ПВО Венесуэлы представлены 11-ю дивизионами модернизированного в России советского ЗРК С-125 (по 44 пусковых установки на дивизион), 2 дивизионами новейших российских ЗРС большой дальности С-300ВМ (кроме Венесуэлы и самой России эта ЗРС имеется только у Белоруссии), не менее 4 новейшими ЗРК «Тор-М1» и до 200 «Игла-С».

Сюда же следует добавить 3 дивизиона новейших ЗРК «Бук» (18 ПУ, 6 ПЗУ) и не менее 8 ЗРК малой дальности «Тор-М1», 10 современных израильских ЗРК «Барак», 6 старых французских ЗРК «Роланд» и большое количество зенитно-артиллеристских систем — советских, французских, шведских и израильских.

То есть, у Каракаса есть все необходимое для встречи незванных гостей. Добавленная к этому помощь российских советников и специалистов может сделать агрессию против этой страны слишком затратной.

Собственно, это вызывает вполне логичный вопрос, а что будет, если «ультиматум» Трампа будет проигнорирован (а так и происходит)?

Американский лидер ответил на него: «Посмотрим», добавив, что «все варианты открыты». Но если сравнить этот ответ с тем, что на аналогичный вопрос дал Джон Кеннеди во время «Карибского кризиса», то надо сказать, что он совсем не впечатляет.

А что делать? Ведь даже с КНДР после «игры мускулами» Трампу пришлось «слиться по тихой грусти» и заговорить о необходимости переговоров. И теперь, когда вторая встреча Трампа с Кимом оказалась проваленной, в Вашингтоне все равно стараются больше не будировать эту скользкую для него тему. Трампу ясно, что лидер Северной Кореи, ставшей ядерной державой, не остановится не перед чем ради защиты суверенитета своей страны.

В отношении России у Трампа еще меньше возможностей — тут даже мускулами особенно не поиграешь. А грозить очередными санкциями уже даже и не смешно. Именно поэтому Трамп и был так неконкретен, говоря о карах для России, которые он обрушит в случае невыполнения «ультиматума».

И в этом смысле выступление Джабарова, все же признавшего, что масштабы военного присутствия в Венесуэле должно определять военно-политическое руководство России, которым он, скорее всего, стремился «умиротворить» и успокоить американских «партнеров», играет не слишком хорошую роль. Этот посыл может сформировать в Вашингтоне неправильные ожидания относительно готовности Москвы признать доктрину Монро и подтолкнуть его к более активным шагам.

Впрочем, достаточно однозначный комментарий пресс-секретаря Владимира Путина, последовавший уже после выступления сенатора, не оставляет места для американских надежд.

«Мы не считаем, что наши двусторонние отношения с какими-то государствами не должны беспокоить третьи страны. Мы никоим образом не вмешиваемся во внутренние дела Венесуэлы, рассчитываем, что и третьи страны будут следовать нашему примеру и позволят венесуэльцам самим решить свою судьбу», - заявил Дмитрий Песков.

Он отметил, что США «присутствуют во многих уголках мира, и никто не указывает им, где им быть, а где им не быть».

«Поэтому, конечно, нам хотелось бы рассчитывать на, скажем так, взаимное уважение нашего права выстраивать с любыми странами те отношения, которые соответствуют нашим интересам и интересам этих стран», - добавил Песков.

Еще более категорично ранее выступил Константин Косачев, призвав Трампа, если он и вправду намерен продвигать доктрину Монро, начать с того, что свернуть свое присутствие в Старом Свете.

Так что, скорее всего, тему ультиматума Трамп педалировать не станет, чтобы совсем уж не оказаться в дураках. Но давление на Россию и Венесуэлу, конечно, будет продолжено.