Польша боится правды о холокосте
Анатолий Агранин

Польша боится правды о холокосте

24 марта в Польше ежегодно отмечается День памяти поляков, спасавших евреев во время гитлеровской оккупации. По всей стране пройдут необходимые мероприятия, особо будет подчёркнуто, что поляки – самая многочисленная группа среди награждённых званием "Праведник народов мира". Звание это присуждают израильские власти, отмечая подвиг тех, кто спасал евреев от нацистов.

Этот День памяти учреждён всего год назад, чтобы отбиться от израильтян, которые утверждают, что поляки убивали евреев не менее жестоко, чем нацисты. Пик исторического спора между Польшей и Израилем на эту тему пришёлся на 2016-2018 гг.

В Израиле ещё живы выжившие в той резне, какую польским евреям учинили их соседи-поляки. Израильская пресса публикует их воспоминания, и в этих воспоминаниях поляки предстают вовсе не благородными рыцарями, сражавшимися с нацизмом во благо всей Европы. Фактов сотрудничества поляков с нацистами для убийства евреев предостаточно.

Самыми кровавыми еврейскими погромами в Польше с момента начала гитлеровской оккупации были погромы в Щучине, Евдабне, Кельце и Кракове. В Щучине поляки сначала принялись убивать евреев в 1939 г., когда в город зашли немецкие части, а продолжили в 1941 г., когда немцы второй раз зашли в город (в 1939-1941 гг. Щучин входил в состав советской Белоруссии).

То есть, каждый раз поляки воспринимали приход гитлеровцев как удобный момент для расправы над беззащитными. О защите города от нацистов местные поляки даже не помышляли. Они были заняты убийствами евреев. Убийства совершались с особой жестокостью. Мужчин разлучали с семьями и массово расстреливали, потом досталось и женщинам. Многих забивали палками и камнями. Католические священники поддерживали не убиенных, а убийц.

Погром в Едвабне в июле 1941 г. самый знаменитый. Знаменит тем, что евреев сожгли живьём в сарае, не считая забитых насмерть до этого. И здесь поляки восприняли приход гитлеровцев как удобный случай.

Долгое время Варшава нагло лгала, что евреев в Едвабне сожгли немцы. Правда вышла наружу только в начале 2000-х. Сперва Польша артачилась, отнекивалась. Польские СМИ чуть ли не каждую неделю печатали интервью с очевидцами тех событий, которые все, как один, утверждали, что поляки тут без вины виноватые, их немцы заставили под угрозой казни.

Под весом доказательств Польскому институту национальной памяти пришлось нехотя признать: сотни евреев в Едвабне убили поляки по собственной инициативе. Польские власти, сцепив зубы, извинились перед еврейской общиной страны, но тут же заговорили, что Едвабне – это единичный случай.

Это была ложь. По предварительным данным зарубежных историков, во время войны поляки учинили массовые расправы над евреями в 24 районах страны. После войны были ещё погром в 1946 г. в Кельце и погром в 1945 г. в Кракове. В обоих случаях были убиты евреи, среди убийц – самые закоренелые польские патриоты (сторонники антисоветской Армии Крайовой (АК), мечтатели о Польше «от моря до моря»). В обоих случаях власти социалистической Польши покарали виновных.

Сейчас Варшава лжёт, будто убийства в Кельце и Кракове были провокацией НКВД с целью очернения благородного польского антисоветского подполья. Кто в это поверит, зная, как поляки обращались с евреями в Щучине и Едвабне? И это не говоря о единичных убийствах евреев боевиками АК во время самой войны, а таких случаев было без счёта. Если шайка «аковцев» натыкалась на евреев, она их убивала.

Польский историк Пётр Зыхович несколько лет назад опубликовал статью о подобном событии у деревни Суходнев. Статья вызвала бурную полемику, мнения читателей разделились. Многие оправдывали убийц.

Резню евреев в деревнях Гневчина на Подкарпатье называют вторым Едвабне. В 2010 г. интервью о тех событиях дал Тадеуш Маркель, подполковник Войска Польского в отставке, переживший ребёнком те ужасные события. Он рассказал, что евреев в Гневчине убивали не пьянь да рвань, а респектабельные граждане – староста деревни, начальник пожарной охраны, их подчинённые и активисты из порядочных польских семей.

И опять мнения читателей разделились. Расизм так глубоко сидит в польской культуре, что сторонников жёсткого решения «еврейского вопроса» в Польше хватает и сегодня.

Директор Еврейского исторического института проф. Павел Шпевак в интервью чешскому изданию “Tydenik Echo” назвал данные об убийствах поляками евреев во время холокоста очень правдоподобными. Из 200 тыс.евреев, которые сбежали из гетто, спасти удалось 80 тысяч, говорит профессор Шпевак. Остальных выловили поляки, и либо убили их сами, либо сдали в гестапо.

Сухая статистика свидетельствуют: на территории Польши во время войны погибло евреев больше, чем в любой другой европейской стране.