США увлеклись кредитами

Банки уже списали около 100 млрд долларов стоимости кредитных инструментов, прежде всего облигаций, обеспеченных высокорискованными ипотечными кредитами (subprime mortgage). Общие потери от кризиса составят, по оценкам ОЭСР, Deutsche Bank и Goldman Sachs, 300-400 млрд долларов, а его последствия будут ощущаться как минимум до 2009 г. Для сравнения: в 2006 г. прибыль 14 ведущих инвестбанков составила 140,2 млрд долларов, пишут Ведомости.

Низкие процентные ставки (в 2003-2004 гг. базовая ставка Федеральной резервной системы США была 1%) и массовая секьюритизация займов, обеспечивавшая кредиторов новыми деньгами, стимулировали бум на рынке недвижимости и ипотечного кредитования США. Объем высокорискованных кредитов - ссуд под высокий процент заемщикам с плохой или короткой кредитной историей, низкими доходами или тем, кто не способен их подтвердить, - достиг 1,2 трлн долларов. По данным Inside Mortgage Finance, объем выпуска ценных бумаг, обеспеченных высокорискованными ипотечными кредитами, вырос с 2000 по 2005 г. в 10 раз, превысив 500 млрд долларов (в 2006 г. - 475 млрд долларов, по оценке Moody's).

Однако в июне 2006 г. ставка ФРС достигла 5,25%. Дефолты по высокорискованным кредитам выросли с 5,37% в мае 2005 г. до 20% к концу III квартала 2007 г. Они могут достичь 30-40%, считают в Deutsche Bank. Цены на недвижимость падают, лишая заемщиков возможности рефинансировать кредиты. По данным ФРС, в 2008 г. ставка вырастет по 1,8 млн кредитов и до 500 000 семей рискуют потерять жилье.

Кредиторы стали испытывать проблемы еще в начале года: британский HSBC в феврале увеличил резервы на покрытие убытков по высокорискованным кредитам на 2 млрд долларов, в апреле обанкротился New Century Financial, один из крупнейших кредиторов на рынке высокорискованной ипотеки. В начале лета стало известно, что два хедж-фонда инвестбанка Bear Stearns потеряли на ипотечных бондах все деньги клиентов - 1,6 млрд долларов.

Полномасштабный кризис разразился 9 августа. Французский банк BNP Paribas сообщил, что не может оценить стоимость активов трех фондов, потому что ликвидность с рынка «полностью испарилась».

Ставка LIBOR по однодневным кредитам в долларах подскочила 9 августа до самого высокого уровня с начала 2001 г. - 5,86% против 5,35% днем ранее. Ставка overnight в евро выросла до максимальных с октября 2002 г. 4,7%. «Чтобы обеспечить нормальное функционирование еврорынка», ЕЦБ выдал по своей базовой ставке 4% 94,8 млрд евро (139,3 млрд долларов). ФРС добавила 24 млрд долларов через сделки репо.

За месяц центробанки предоставили участникам рынка около 500 млрд долларов. Активнее всех действовал ЕЦБ, удовлетворяя все заявки на кредиты по пониженной ставке. «Обычно про ЕЦБ говорят, что он поступает правильно, но с опозданием на полгода. Здесь он был первым», - говорит Эндрю Боллз, глобальный аналитик PIMCO. ЕЦБ не стал, как планировал, повышать в сентябре ставки. ФРС на трех заседаниях снизила ставки к середине декабря на 1 процентный пункт до 4,25%.

В сентябре-октябре инвестбанки объявляли о первых списаниях по кредитным инструментам. Однако рынки обеспеченных ценных бумаг так и не ожили.

В конце октября началась вторая волна кризиса. Сначала Merrill Lynch увеличил размер списания c 4,5 млрд долларов до 8,4 млрд долларов. Citigroup, списавший 2,7 млрд долларов, заявил, что спишет еще 8-11 млрд долларов. Они, а также Morgan Stanley и UBS привлекли миллиарды долларов от государственных инвестфондов стран Азии и Ближнего Востока.

Компаниям и банкам стало сложнее привлекать средства. От ставки трехмесячного LIBOR отсчитывается стоимость корпоративных кредитов во многих странах. Между тем в декабре кризис доверия на межбанковском рынке обострился. Резко подскочили ставки LIBOR, особенно по одномесячным кредитам, позволявшим получить деньги до конца года. Центробанки США, еврозоны, Великобритании, Канады и Швейцарии объявили о совместных планах выдать на нескольких аукционах месячные кредиты на десятки миллиардов долларов, и 18 декабря ЕЦБ удовлетворил заявки 390 банков по ставке 4,21% на 348,6 млрд евро (512 млрд долларов). Это ослабило напряженность. С 11 по 28 декабря LIBOR по одномесячным кредитам снизился: c 5,2% до 4,63% в долларах и с 4,923% до 4,294% в евро.

Тем временем спасать заемщиков, которым грозит потеря жилья, взялся Белый дом. По плану кредиторы добровольно заморозят на пять лет ставки по высокорискованным кредитам с плавающей ставкой.