Андрей Надеждин

Тимошенко готова предоставить гарантии прав собственности?

На рассмотрение Верховной Рады Украины внесен законопроект о легализации доходов физических и юридических лиц. Данная инициатива принадлежит народному депутату от фракции Партии регионов (ПР) Г. Смитюху. Законопроект определяет объекты легализации, к которым относятся доходы (деньги в национальной и иностранной валюте в наличной и безналичной форме, ценные бумаги, доли (паи) в имуществе юридических лиц, земельные участки и другие природные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности, другое движимое и недвижимое имущество, имущественные права), полученные субъектом их легализации в любое время до представления декларации о легализации доходов. Субъектам легализации предоставляются широкие гарантии неприкосновенности и даже некоторые привилегии. Так, предполагается, что физические и юридические лица, подпадающие под действие данного закона, будут освобождены от обязанности предоставлять информацию об источниках легализуемых доходов. Информация о собственниках, полученная госорганами в ходе процесса легализации останется конфиденциальной. Кроме того, легализуемые доходы будут освобождены от налогообложения.

Следует отметить, что действие законопроекта распространяется и на активы, находящиеся за пределами Украины, с которых не были уплачены предусмотренные законодательством Украины налоги, сборы и иные отчисления в бюджет. Предусматривается, что процедура легализация будет проведена в течение года.

Таким образом, первой законодательной инициативой Партии регионов в 2008 году, в который она вступила   в качестве оппозиции, стал законопроект, который защищает интересы крупного капитала, высших чиновников и который не может не вызвать раздражения и критику в украинском обществе. Можно также отметить, что по духу и целям эта законодательная инициатива «регионалов» резко контрастирует с риторикой и обещаниями сторонников Ю.Тимошенко, которые в последнее время активно эксплуатировали темы социальной справедливости и борьбы с коррупцией. В определенном смысле законопроект наносит ущерб имиджу ПР, так как с точки зрения борьбы за симпатии украинского общества и голоса будущих избирателей его появление следует признать несвоевременным. С другой стороны, еще до триумфального возвращения Ю.Тимошенко  во власть, одной из главных тем для прогнозов и экспертных оценок был пересмотр итогов приватизации, который, как уже показала практика двухгодичной давности, проводился под лозунгами борьбы с коррупцией. Поэтому  в сегодняшней ситуации аналитики склонны ожидать чего-то подобного. Вопрос заключается лишь в масштабах этого явления, а также в определении главных победителей и проигравших очередной волны экономического передела.  И для партии регионов, как впрочем и многих представителей НУНС подобный закон мог бы предоставить неплохие гарантии прав собственности. Осознавая это, «оранжевая коалиция» должна была бы провалить законопроект, благодаря чему заработать политические очки и обеспечить себе  хорошие стартовые позиции для начала информационной кампании против «коррупционеров во власти».

Однако было бы ошибкой полагать, что в Партии регионов пошли бы на этот шаг, не рассчитывая на успех законопроекта. Его принятие возможно лишь при хотя бы частичной поддержке со стороны участников правящей коалиции – БЮТ и пропрезидентского блока. Следовательно, можно предположить, что законопроект был внесен после соответствующих консультаций и согласований с коалицией. Если это так, то новый закон необходимо рассматривать как важную часть системы сдержек и противовесов в украинской политике, формирующейся в результате закулисных  договоренностей основных политических игроков. А его успешное прохождение в парламенте станет платой Ю.Тимошенко Партии регионов  за относительно легкое назначение на пост премьер-министра.