Болгария пропустила российские трубы

Документ о строительстве «Южного потока» через территорию Болгарии был подписан в ходе визита президента Владимира Путина в эту страну. Болгарский отрезок трубы будет строить СП «Газпрома» и болгарской компании, сказали несколько источников в российской делегации, пишут Ведомости.

Инициаторы проекта «Южный поток» от черноморского побережья России до юга Европы - «Газпром» и итальянская Eni. Морская часть протяженностью 900 км и мощностью 30 млрд куб. м газа пройдет по дну Черного моря до берега Болгарии. Завершить ее строительство планируется в 2013 г.

ТЭО проекта к концу 2008 г. должна подготовить швейцарская South Stream AG, о создании которой в пятницу объявили «Газпром» и Eni. Доли партнеров в СП равны, они могут пригласить в проект других участников, говорится в сообщении. Затем South Stream AG станет оператором строительства морской части трубы, отмечает источник в «Газпроме».

Аналитик «Брокеркредитсервиса» Максим Шеин оценивает морскую часть «Южного потока» примерно в 4 млрд долларов, а весь проект — более чем в 10 млрд долларов.

Куда из Болгарии пойдет наземная часть трубы, пока точно не известно, сказали «Ведомостям» министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко и предправления «Газпрома» Алексей Миллер. «Южный поток» позволит полностью удовлетворять растущий спрос на газ в странах Центральной и Южной Европы«, — заявил Миллер.

Основной конкурент трубы — проект Nabucco предусматривает поставки турецкого газа объемом 25-30 млрд куб. м газа в год в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию. Но гендиректор Eni Паоло Скарони считает, что из-за роста потребления газа в Европе Nabucco и «Южный поток» не будут конкурировать. Представитель Еврокомиссии назвал приоритетным для ЕС проект Nabucco.

В пятницу также было подписано соглашение о создании международной компании, которая будет разрабатывать ТЭО нефтепровода Бургас - Александруполис (в обход проливов Босфор и Дарданеллы).

Сейчас важно не только контролировать запасы нефти и газа, но и их транспортировку, отмечает Шеин, и соглашения — «еще один шаг России по пути за контролем над транспортными активами в мире».