Тель-Авив и Москва нуждаются в диалоге
Виталий Самохвалов

Тель-Авив и Москва нуждаются в диалоге

Общая численность еврейской диаспоры в России на данный момент составляет около 200 тысяч человек. После распада СССР численность еврейского населения в нашей стране уменьшилась более чем на 50% из-за массовой эмиграции в Израиль. В начале XXI века миграционный поток практически иссяк. Кто хотел уехать, уже уехали.

В России существуют еврейские диаспоральные организации, в задачу которых входит поддержка еврейской культуры и языка среди российских граждан еврейского происхождения. Свободная деятельность еврейских организаций в России положительно сказывается на отношениях с Израилем – государством, играющим заметную роль на Ближнем Востоке.

Арабо-израильское противостояние сегодня – это тугой узел взаимоисключающих противоречий. В качестве примера: появление государства Израиля в 1948 г. было актом насилия над арабским населением, и в то же время израильские христиане, арабы в том числе, признают, что исчезни Израиль, и мусульмане устроят резню местных христиан. При этом Тель-Авив частично поддерживает исламских террористов в Сирии, опасаясь появления сильного восстановленного сирийского государства. Вот такой винегрет.

Российско-израильские контакты – важный инструмент внешнеполитического взаимодействия для разрешения конфликтных ситуаций на Ближнем Востоке. Атмосфера и уровень этих отношений зависит, в том числе, от степени интеграции российских евреев в российское общество.

С последним, как раз, проблем нет. Российские евреи полностью интегрированы в социум, сохранив при этом своё национальное самосознание. Хотя без естественного в таких случаях процесса ассимиляции не обходится.

Еврейские общественно-культурные организации выступают в качестве посредников между двумя культурами. Не всегда это посредничество имеет конструктивные формы. Руководители некоторых диаспоральных организаций впадают в формализм и самоизоляцию, боясь потерять насиженное место. В похожей ситуации оказалось Кемеровское общество еврейской культуры (КОЕК) во главе с Рукманом Л. С.

Заявленной целью организации являются оказание моральной поддержки и гуманитарной материальной помощи членам диаспоры, проведение мероприятий, связанных с изучением еврейского языка, культуры и истории, создание соответствующего библиотечного фонда, оказание консультационных, переводческих и правовых услуг членам диаспоры, установление связей с другими национальными общинами и работа по развитию международных связей Кузбасса.

С этими связями как раз и туго. Организация практически не работает, отсутствует культурная составляющая, а диалог в области культуры – залог более тесного общения государств. Деятельность КОЕК ограничивается, по большей части, поддержкой маломобильных лиц еврейской национальности.

Это важно, спору нет, но потенциал организации не должен ограничиваться только этим. Многие члены организации недовольны таким положением вещей. Они выступают за больший контакт с израильской стороной при проведении совместных культурных мероприятий и развитие российско-израильских отношений не только на государственном, но и региональном уровне.

Для отдалённого сибирского региона, каковым является Кузбасс, экономическое сотрудничество с международными партнёрами было бы весьма желательно. Для этого национальные диаспоры региона должны жить полноценной культурной и экономической жизнью, избегать самоизоляции и быть открытыми вовне.