Мария Соловьева

Сербия: кого поддержит Россия?

3 февраля Сербии предстоит пройти через второй тур президентских выборов. В нем примут участие нынешний президент Борис Тадич (36% в первом туре) и Томислав Николич (39% в первом туре).

Роль президента в государственном устройстве Сербии довольно велика: несмотря на то, что всей полнотой исполнительной власти обладает премьер-министр, избираемый парламентом, именно президент является Верховным Главнокомандующим. Что в свете возможного одностороннего признания Косово и Митохии независимыми территориями, приобретает особую важность.

Несмотря на заявления обоих кандидатов о невозможности отделения косовских албанцев, в их позиции и возможной реакции есть существенные расхождения.

Борис Тадич, представитель либерального крыла, предлагает разорвать контакты со странами, признавшими независимость Косово. И одновременно, одним из краеугольных камней его политической платформы является вхождение Сербии в Евросоюз, другие европейские и международные организации, интеграция страны в мировое экономическое пространство. Как одно с другим сочетается, не очень понятно. Но явно звучит тема получения всевозможных дивидендов от национального унижения.

Томислав Николич тоже предлагает разорвать контакты с признавшими независимость Косово странами. И ввести войска на территорию Митохии, фактически занятую этническими сербами.

Оба кандидата рассказывают о своей любви к России.

На прошлой неделе, 25 января, в Москву приехала сербская делегация во главе с премьер-министром Воиславом Коштуницей и президентом Борисом Тадичем. Визит высоких персон был необходим для подписания соглашения о продаже сербской компании NIS отечественному гиганту «Газпрому». Нефтеперегонные предприятия и магистральные трубопроводы крайне важны для «Газпрома», ведущего активную экспансию на территории Европы. И «Газпром» не заинтересован в экономической блокаде со стороны европейских государств своего нового приобретения. Что любопытно, визит сербских политиков прошел практически незамеченным для российских граждан, традиционно испытывающих любовь к балканским «братушкам».

Однако апогея ситуация достигла, когда выяснилось (опять же почти случайно), что по приглашению партии «Справедливая Россия» в Москву собирается второй участник второго же тура президентских выборов – лидер Сербской радикальной партии Томислав Николич. Фактически, полуофициальное приглашение Николича свидетельствует о том, что в Кремле пока нет готового решения о поддержке сербских политиков. Представители направления «финансистов» лоббируют через «Газпром» Тадича. Представители «социального» направления предлагают поддержать Николича. «Силовики», как водится, многозначительно помалкивают.

В любом случае, поддержка Кремля немного значит для рядового сербского избирателя, вполне отдающего себе отчет, что Россия использует бедственное положение Сербии для укрепления своих международных позиций. В том числе и с учетом создания «косовского прецедента» в случае возникновения внутрироссийских сепаратистских движений.

Тем не менее, оба кандидата сочли необходимым под тем или иным предлогом продемонстрировать близость к российской политической элите и попытаться таким способом заработать себе очки в предстоящем непростом втором туре. Напомню, что в предыдущих выборах победу одержал Тадич, хотя Николич также обходил его в первом туре.

Хотелось бы знать, считают ли московские политики, что их мнимое влияние на сербскую внутриполитическую жизнь возросло. Или же отдают себе отчет, что поездки сербских кандидатов проводятся в рамках всего лишь предвыборной кампании.

Руководство нашей страны не готово публично озвучивать свою позицию по поводу президентских выборов в Сербии и дальнейшего пути братского сербского народа. Но не из ложной скромности. А потому, что таковой позиции у нас просто не существует.