Новый подход к истории
Марина Беляева

Новый подход к истории

В Калужской области история как школьный предмет становится платформой для гуманитарного воспитания ученика

В Обнинске программу патриотического воспитания молодежи строят на примерах героизма русских солдат и офицеров. Это инициатива общественного образовательного движения «Георгиевский крест», созданного Ириной Есинской: «Если подрастающее поколение будет воспринимать себя наследниками тысячелетней истории великого государства, наша страна будет иметь такое же героическое будущее, как и ее прошлое».

Ирина Есинская, руководитель проекта Георгиевский крест

История на примере чистых источников

В рамках проекта «Георгиевский крест» в лицее «Держава», самой большой школе Обнинска, прошла городская конференция, посвященная Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. «Россия и братья-славяне: за освобождение от турецкого ига».

«Мы изучаем те страницы истории нашей родины, которые либо замалчивались, либо одиозно толковались в учебниках, - говорит учитель истории Светлана Осадчая. - В прошлом году ребята изучали I Мировую войну, в этом — Русско-турецкую».

Русско-турецкая война 1877-1878 до сих пор многими воспринимается однобоко, как война за проливы. Так ли это было? И только ли это мнение можно считать правильным?

Каждый ученик провел свое исследование причин Русско-турецкой войны

В «Державе» группа учителей-историков разработала свою методику преподавания: так, изучая определенные моменты прошлого, старшеклассники обращаются к доступным отечественным и зарубежным источниками, делая упор на свидетельства современников. Они сравнивают мнения различных людей и видят общую картину не с официальной позиции определенного государства или социальной группы, а в целом. Изучают биографии реальных лиц, участвующих в событиях, пишут сочинения и эссе, работают в формате «круглых столов». В этот раз ребята опирались в том числе на публикации Достоевского, Толстого, Немировича-Данченко, Успенского и других деятелей культуры, журналистов и писателей того времени.

«Подростки очень заинтересованы в изучении героических страниц истории нашей страны, - говорит учитель истории Татьяна Ламыкина. - Работа над темой длится около полугода».

Историки Обнинска работают по-новому

Не вырывать из контекста

Историю как школьный предмет в «Державе» интегрируют и в другие гуманитарные предметы — литературу и Основы православной культуры. Так, после проведения конференции готовится литературно-музыкальная композиция, в которой ребята обращаются не только к литературным текстам времен Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., но и к музыкальным произведения, и к живописным полотнам, посвященным событиям Русско-турецкой войны. И, конечно, при изучении этой темы нельзя не затронуть такой пласт духовной жизни страны, как православные ценности.

Именно поэтому к историкам «Державы» присоединилась и Наталья Куликова, преподаватель ОПК, руководитель школьной программы «Духовность»: «Воспитывая детей, мы должны исходить из признания приоритета устойчивых духовно-нравственных ценностей в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе преемственности поколений».

И в таком аспекте тщательное изучение причин и следствий Русско-турецкой войны — один из способов воспитания гражданской позиции у ребенка.

Учитель истории Светлана Осадчая учит детей работать с первоисточниками

Нужны методички

«По такой же схеме работают учителя школы №45 в Калуге, - говорит Ирина Есинская. - Эта методика, которую практически «обкатали» учителя, присоединившиеся к проекту «Георгиевский крест», сейчас берется на вооружение и в других школах области. В перспективе — выпуск методических пособий для учителей истории образовательных учреждениях».

Педагоги понимают, что защита культурного, духовно-нравственного наследия нашей родины, исторических традиций и норм общественной жизни, воспитание религиозной грамотности — основа для сохранения и развития гражданского общества.


Наталья Куликова сделала ОПК самым популярным предметом в лицее