Индокитай уходит от Запада
Олег Горностаев

Индокитай уходит от Запада

В 1975 г. суммарный объём ВВП стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) превысил таковой стран капиталистической Европы. С тех пор начинается постепенное и неизбежное экономическое возвышение Азии.

Почему неизбежное? Потому что Азия – густонаселённый регион, а численность населения при сохранении активных внешнеэкономических связей служит большим плюсом. Ключевое значение в современной экономике имеют финансово-промышленные кластеры с большой численностью населения, которые в воронку своего развития втягивают окружающие территории.

Здесь России с её рассеянным населением и огромной не заселённой территорией похвастать нечем, в отличие от стран ЮВА. В Китае численность жителей какого-нибудь отдельного района в отдельном городе может достигать 1,5 млн. Не страдают от недостатка населения Вьетнам, Таиланд, Лаос.

В 1960-1980-х Китай дистанцировался от СССР, пойдя на обострение отношений. Зачем, если победить в открытой войне СССР он не мог, а сама война была бы настоящей катастрофой для обеих стран? Можно предположить, что враждебность к Советскому Союзу была сигналом Пекина Западу.

В геополитической классификации Китай – это «береговая зона» (rimland). Не в смысле соприкосновения суши и моря, хотя это тоже у Китая есть, а в смысле географического положения между континентальной евразийской цивилизацией (Российская империя, СССР, Россия) и морской евроатлантической цивилизацией (коллективный Запад во главе с США).

Страны «береговой зоны» могут менять свой внешнеполитический вектор в зависимости от конъюнктуры без особого ущерба для себя, при наличии достаточных идеологических, экономических и прочих ресурсов, необходимых для поддержки избранного курса.

Китай, как «береговая зона», в 1930-1950-х пошёл на тесное сближение с СССР и обострение с США, потом в 1960-1980-х – на обострение с СССР и сближение с США, вплоть до конфликта на Даманском и у озера Жаланашколь и поставок мин афганским душманам. Из-за этого отношение Запада к Китаю потеплело, а с курсом Пекина на открытую политику с 1970-х Китай становится экономическим партнёром США и их союзников. В благодарность, так сказать, за антисоветские действия.

Так Китаю удалось выйти из изоляции и стать если не полноправным участником тогдашней международной экономики, то её активным узлом. Американский капитал начал выносить свои предприятия на территорию Китая, где было много дешёвых рабочих рук, Вашингтон открыл свой рынок для китайского экспорта. Это стало началом роста китайской экономики.

Сегодня, после сорока лет такой политики, КНР по численности миллиардеров обогнала США. Теперь уже китайский капитал выносит производство в страны ЮВА – Лаос, Таиланд, Камбоджу, Мьянму, превратившись для них в экономический полюс. Рост финансового благополучия Китая автоматически ведёт к росту экономики соседних стран. Не так быстро, как хотелось бы этим странам, но тем не менее.

Китайцам тесно в своей стране и они миллионами устремляются на отдых в Южную Корею, Малайзию, Филиппины, Индонезию, Таиланд, Вьетнам, Камбоджу, Японию, Монголию, Непал. Особенно активен Пекин в Индокитае. Китайские финансовые институты, расширяясь, выходят на рынки стран ЮВА. Образуется огромный водоворот финансово-экономической деятельности, вовлекающий миллиарды людей и многомиллиардные суммы. Правительствам стран ЮВА остаётся только найти необходимый баланс, чтобы не попасть в экономическую зависимость от Пекина.

Своеобразным казусом истории является то, что три участника этого процесса – коммунистические государства. Это - сам инициатор событий Китай, а также Вьетнам и Лаос.

Запад тоже спешит сюда с инвестициями, боясь упустить регион из зоны своего влияния. Предлагает альтернативные экономические проекты, а страны ЮВА охотно к ним подключаются, если видят непосредственную выгоду. Таким образом, они уравновешивают влияние Пекина и получают прибыль из двух источников – от КНР и Запада.

Бедность пока ещё присутствует и в Китае, и в других странах ЮВА, но с каждым десятилетием её становится меньше. К 2049 г. Китай намерен достичь эры великого возрождения китайского народа со всеми сопутствующими экономическими достижениями. Возможно, по уровню жизни с США он ещё не сравнится, но значительно сократит дистанцию.

С исторической точки зрения смещение полюса богатства с Запада на Восток – это возврат на круги своя. Вспомните русские и не только русские сказки. Восток в них всегда служил синонимом слова «богатство». Все купцы в сказках всегда стремятся на Восток, чтобы накупить драгоценных и редких товаров.

Восток здесь понимается не только как Индия или Китай, но и как мусульманский Восток – Персия (современный Иран), арабские халифаты. Современные арабские страны Оман и Катар отличаются высоким уровнем жизни, а самой богатой страной мира считаются Объединённые Арабские Эмираты.